Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные акционеры захотят раскрывать структуру своих активов и будут искать способы сокрытия информации.
Необходима также прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов. На такую объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих сферах.
Прежде всего рейтинговые и страховые компании. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 - начале 2008 гг. финансового кризиса на мировых финансовых рынках, наличие мегарегуляторов не всегда защищает финансовую систему от сбоев и скандалов.
Для инвесторов же в 2009 г. в рамках построения единой информационной системы российского финансового рынка предполагается создать вневедомственный интернет-портал, в котором должна присутствовать оперативная информация о состоянии фондового рынка, доходности отдельных финансовых инструментов, возможных инвестиционных рисках при коррекции рынка, а также рейтинги компаний, размещающих свои ценные бумаги на фондовом рынке, и другая важная информация для частных инвесторов.
Предполагается создание единого информационно-биржевого пространства путем объединения фондовых бирж через телекоммуникационные системы.
Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков при водит к тому, что до сих пор значительная часть наличных денег остается на руках у населения или же вкладывается в банковские депозиты.
К этой проблеме относится также ликвидация финансовой неграмотности населения. В докладе этот важнейший пункт отсутствует.
Для России можно использовать опыт создания учебных центров в США, где через обучение в таких центрах привлекают на фондовый рынок разные слои населения, в том числе людей, владеющих небольшими сбережениями. Необходимо массовое привлечение населения к рынку ценных бумаг путем выпуска недорогих книг, журналов и брошюр, раскрывающих особенности операций на рынке ценных бумаг и возможные риски, поджидающие инвесторов.
Пока же население России мало информировано о возможностях рынка ценных бумаг. Например, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) выяснило в 2007г., насколько хорошо россияне информированы об основных финансовых услугах в стране. Оказалось, что население страны относительно неплохо знакомо лишь с такими инструментами, как банковские вклады и потребительские кредиты. Однако граждане почти не имеют представления о работе паевых инвестиционных фондов и брокерском обслуживании. А больше всего интереса россияне проявляют к информации об ипотеке.
Еще в 2006 г., выступая в роли председателя G8, Россия предложила разработать международную методологию по оценке уровня и динамики повышения финансовой грамотности населения. А в 2007 г. в России должна была заработать правительственная программа по ликвидации финансовой неграмотности. Для этого Минфин РФ выделял 100 млн. руб. Но программа не заработала, так как ее никак не могут согласовать в Минэкономразвития. А население является одной из наиболее перспективных групп инвесторов. Наличие у физических лиц временно свободных денежных средств позволяет им выбирать объекты инвестирования - вкладывать в депозиты банков или же покупать различные ценные бумаги.
Между тем низкий уровень финансовой грамотности населения сдерживает реализацию многих проектов правительства. Для ликвидации финансовой неграмотности населения можно ввести в экономических вузах обязательный курс по рынку ценных бумаг.
По мнению ФСФР, функционирование международного финансового центра должно быть обеспечено эффективным государственным регулированием, созданием соответствующих правил и норм для участников рынка. Государство отвечает за предотвращение системных рисков, которые подвергают опасности экономическое развитие и уровень жизни граждан. Поэтому необходимо продолжать совершенствование методов и моделей управления фондовым рынком. Эффективность управления рынком может оказывать влияние на государственную экономическую политику, так как финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Предполагается, например, что деятельность ОФБУ как института коллективного инвестирования должна управляться из единого центра. Пока же положение складывается так, что часть правил по деятельности ОФБУ определяет Банк России, а часть (по доверительному управлению) - ФСФР. Все это несет в себе риск для инвесторов и порождает межведомственные конфликты.
Еще по теме:
Проблемы развития рынка ценных бумаг
На проблемы фондового рынка обратил внимание и президент РФ - Дмитрий Медведев. В интервью арабской телекомпании Al-Jazeera он заявил, что падение котировок на российских биржах связано не столько с войной в Южной Осетии и последующим признанием самопровозглашенных республик, сколько с общей нестаб ...
Зарубежный опыт организации системы
рефинансирования
Операции рефинансирования в зарубежной практике предназначены для регулирования денежно-кредитного оборота и оказания помощи финансово устойчивым банкам, испытывающим потребность в дополнительных ресурсах. Центральные банки активно выполняют функцию кредитора последней инстанции, обеспечивая при эт ...
Анализ формирования и использования собственного капитала банка
Рассмотрим особенности формирования и использования собственного капитала банка. Таблица 4. Динамика источников собственного капитала ОАО «Сбербанк РФ» за 2007–2009 годы Показатели Годы Отклонение (+,–) Темп роста, % 2007 2008 2009 2008 от 2007 2009 от 2008 2008 от 2007 2009 от 2008 Средства клиент ...