В связи с увеличением оборота средств, циркулирующих в сегменте страхового бизнеса, и расширением спектра страховых услуг существует объективная необходимость в методике эффективного контроля за результатами деятельности страховых организаций как со стороны государства, так и со стороны иных заинтересованных лиц.
Решающую роль в информационном обеспечении страховой деятельности играет бухгалтерская отчётность, которая, независимо от организационно-правовой формы страховой организации, подлежит публикации в средствах массовой информации.
Необходимыми условиями для публикации бухгалтерской отчётности страховой организации являются, во-первых, проверка и подтверждение её независимой аудиторской фирмой и, во-вторых, утверждение её общим собранием акционеров.
Публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс (форма №1 – страховщик) и Отчёт о финансовых результатах (форма №2 – страховщик).
Более того, законодательно определён перечень форм бухгалтерской отчётности, направляемых в ФССН и ее территориальные органы в порядке надзора ¨[1.7][6].
Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте с целью адекватного раскрытия финансового положения и финансовых результатов страховщика, является одной из важнейших задач финансовых служб страховых организаций. Особую роль в этом последние годы играет реформирование системы российского бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)[7], позволяющими обеспечить сопоставимость финансовых показателей компаний в общемировом масштабе и повысить доступность отчётной информации для внешних пользователей.
Финансовая отчётность, составленная в соответствии с МСФО, в значительной степени отличается от отчётности, сформированной по российским бухгалтерским стандартам [3.5, 43]. Однако, в каком бы формате ни была представлена финансовая отчётность страховой организации, её задачей является оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности страховой организации.
Финансовое положение страховщика раскрывается посредством интерпретации показателей активов, обязательств и капитала (в первую очередь, на основании данных бухгалтерского баланса), а финансовые результаты – посредством интерпретации показателей доходов, расходов и прибыли, отражаемых в отчёте о прибылях и убытках.
Для анализа различных сторон деятельности страховой организации используются абсолютные стоимостные оценки, характеризующие объёмы деятельности, а также относительные показатели (коэффициенты), отражающие качество страхового бизнеса.
При проведении оценки финансового состояния страховщика используют примерно следующий набор показателей:
- динамика и структура активов и пассивов бухгалтерского баланса;
- деловая активность и рентабельность;
- оценка страховых обязательств;
- ликвидность и платёжеспособность;
- обепеченность собственными оборотными средствами и др.
Понятие финансовой устойчивости страховых организаций предполагает их способность выполнять свои обязательства при имеющихся условиях, а также в случае вероятностных неблагоприятных изменений внешней и внутренней среды.
Учитывая, что финансы как экономическая категория обладают свойством количественного отображения производственного процесса через финансовые ресурсы, финансовая устойчивость имеет объективную основу для количественного выражения, на основании чего финансовую устойчивость можно также рассматривать как способность субъекта рынка сохранить количество и качество своих финансовых ресурсов при изменении среды. Под качеством финансовых ресурсов в данном случае понимают степень их соответствия основной цели субъекта — выживанию и развитию в условиях рыночной среды [2.4].
Состояние устойчивости (неустойчивости) страховой компании формируется под воздействием факторов, различных по характеру. Часть этих факторов поддаётся в той или иной степени управлению, а часть – нет. По этому признаку они могут быть сгруппированы следующим образом:
ФАКТОРЫ | ||
управляемые |
частично управляемые |
неуправляемые |
страховой продукт |
рыночный спрос |
государственное устройство |
система организации продаж |
конкуренция |
политическая система |
гибкая система тарифов |
динамика банковского процента | |
трудовые ресурсы |
уровень инфляции | |
материальные ресурсы |
состояние фондового рынка | |
финансовые ресурсы |
система налогообложения | |
собственная инфраструктура страховщика |
социально-этическое окружение | |
ноу-хау в страховых услугах |
конъюнктура мирового страхового рынка |
Еще по теме:
Исторические аспекты развития пластиковой карты
В нашей современной жизни наличием банковского счета никого не удивишь, а с принципом работы пластиковой карты сейчас знаком почти каждый. Однако, метод платежных систем пережил долгий путь эволюции, прежде чем стал современным средством электронных расчетов. Что же такое банковская карта? Основное ...
Правовой статус Центрального банка РФ
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Ст ...
Методы совершенствования банковского надзора в России на примере ООО
«Русфинанс банк»
Проведя исследование по осуществлению банковского надзора и регулирования ЦБ РФ над коммерческими организациями на примере ООО «Русфинанс банк», изучив статистические материалы и мнения ведущих аналитиков страны, мною были сделаны следующие выводы, что система банковского надзора в Российской Федер ...