Измерение банковской эффективности

В этой главе представляются и обсуждаются различные определения эффективности, встречающиеся в литературе. Особое внимание уделяется проблемам измерения эффективности деятельности банков. В общем случае, под эффективностью понимается разница между наблюдаемыми и оптимальными объемами вложений и отдачи от них. На практике исследуется, насколько эффективно фирма производит определенный объем выпуска, имея заданный объем инвестиций. На Схеме 1 приведено дерево эффективности, позволяющее увидеть, из чего складывается экономическая эффективность [21].

Теория по эффективность банковских организаций широко разработана. Самые ранние работы сводили проблему к эффекту масштаба и синергетическому эффекту. Эффективность от масштаба проявляется в соотношении средних издержек и объема выпуска. Наличие U-образной кривой средних издержек предполагает существование оптимального объема выпуска, при котором производственные издержки минимальны. О синергетическом эффекте говорят, когда совместное производство набора товаров стоит дешевле, чем производство тех же товаров, но по отдельности. Несмотря на обширность и глубину исследований, сомнительно, что эффект масштаба и синергетический эффект отвечают за значительную долю в неэффективности банковского сектора и могут считаться значимыми при исследовании неэффективности в банках. По исследованиям Бергера и Хантера [8], значимость неэффективности от масштаба и неэффективности от недоиспользования эффекта совместного производства, там, где их можно измерить (составляют в сумме меньше 5%) менее важна в банковском секторе, чем X-неэффективность (20-25%). Более поздние исследования в области эффективности уделяют больше внимания именно проблеме X-эффективности.

X-эффективность связана с отклонениями реального выпуска от гипотетической производственно-эффективной границы, определяемой как максимально возможный выпуск при данных затратах. Концепция X-эффективности была предложена Лебенстайном (1966). Он заметил, что по разным причинам и организации, и люди, работающие в них, обычно работают не так упорно и настойчиво, равно как и эффективно, как они могли бы работать. Бергер, Хантер и Тимм [24] отмечают, что X-эффективность складывается из экономической эффективности конкретной фирмы за вычетом влияния эффекта масштаба и эффекта совместного производства.

Схема 1. Дерево эффективности

Результаты исследований по теории X-эффективности в банках говорят о том, что она достаточно велика. Кроме того, проявляются некоторые свойства X-неэффективности. Во-первых, как величина, так и вариация X-неэффективности по отрасли в среднем меньше для крупных фирм, нежели для более мелких компаний. Во-вторых, если составить рейтинг фирм по их эффективности, оказывается, что несмотря на изменение абсолютных величин X-неэффективности (она может как снижаться, так и расти), относительное положение фирм в рейтинге меняется мало. Иными словами, неэффективные фирмы остаются неэффективными [15].

В дальнейшем анализе внимание будет сосредоточено именно на X-эффективности, и будет предложена модель анализа стохастической границы, позволяющая ее измерить.

Методы, позволяющие получить оценки неэффективности, свойственной каждому конкретному финансовому институту, достаточно разнообразны [8]. Часть их основывается на использовании эконометрических методов, которые включают в себя оценку производственной функции или функции издержек.

У каждого подхода есть как свои достоинства, так и недостатки. Преимуществом эконометрического метода является возможность учета случайных ошибок при измерении неэффективности. Однако есть и обратная сторона медали – необходимость принятия априорных предположений о виде производственной функции, а также о характере распределения неэффективности.

Выяснение сравнительной индивидуальной эффективности деятельности широко применяются регулирующими органами. Методы стимулирующего регулирования, как правило, базируются на использовании сравнительного анализа эффективности компаний (бенчмаркинга), который позволяет:

• оценивать эффективность компаний с учетом многих факторов,

• сравнивать эффективность компаний с моделью эффективной (или средней) компании, построенной по данным выборки реальных компаний;

• ранжировать компании по уровню их эффективности;

• оценивать потенциал повышения эффективности для каждой компании и ставить задачи по повышению эффективности

Для установления Х факторов используются два подхода: граничный и неграничный. Граничные методы бенчмаркинга используются, преимущественно, регуляторами Европы и Австралии, неграничные - органами регулирования штатов США [6].

Еще по теме:

Оказание услуг по арбитражу
Важное значение имеет та деятельность, которой фирма занимается от своего собственного имени и которая может облегчить операции клиентов наряду с тем, что является потенциальным источником прибыли для самой фирмы. Этой деятельностью не могут заниматься фирмы, которые выступают только в качестве аге ...

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России
Общими условиями предоставления и погашения кредитов Банка России являются: 1. Заключение с Банком России генерального кредитного договора, в котором определяются виды кредитов, необходимых коммерческому банку. Для получения кредита овернайт должно быть заключено дополнительное соглашение к договор ...

Классификация данных. Кластерный анализ
При проведении оценки и, особенно, массовой оценки имущества на первом этапе весь массив оцениваемых объектов обычно разбивают на группы однородных по совокупности признаков имущества, то есть решают задачу классификации. Имущество, включаемое в одну группу, по возможности, должно находиться на неб ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru