Измерение банковской эффективности

В этой главе представляются и обсуждаются различные определения эффективности, встречающиеся в литературе. Особое внимание уделяется проблемам измерения эффективности деятельности банков. В общем случае, под эффективностью понимается разница между наблюдаемыми и оптимальными объемами вложений и отдачи от них. На практике исследуется, насколько эффективно фирма производит определенный объем выпуска, имея заданный объем инвестиций. На Схеме 1 приведено дерево эффективности, позволяющее увидеть, из чего складывается экономическая эффективность [21].

Теория по эффективность банковских организаций широко разработана. Самые ранние работы сводили проблему к эффекту масштаба и синергетическому эффекту. Эффективность от масштаба проявляется в соотношении средних издержек и объема выпуска. Наличие U-образной кривой средних издержек предполагает существование оптимального объема выпуска, при котором производственные издержки минимальны. О синергетическом эффекте говорят, когда совместное производство набора товаров стоит дешевле, чем производство тех же товаров, но по отдельности. Несмотря на обширность и глубину исследований, сомнительно, что эффект масштаба и синергетический эффект отвечают за значительную долю в неэффективности банковского сектора и могут считаться значимыми при исследовании неэффективности в банках. По исследованиям Бергера и Хантера [8], значимость неэффективности от масштаба и неэффективности от недоиспользования эффекта совместного производства, там, где их можно измерить (составляют в сумме меньше 5%) менее важна в банковском секторе, чем X-неэффективность (20-25%). Более поздние исследования в области эффективности уделяют больше внимания именно проблеме X-эффективности.

X-эффективность связана с отклонениями реального выпуска от гипотетической производственно-эффективной границы, определяемой как максимально возможный выпуск при данных затратах. Концепция X-эффективности была предложена Лебенстайном (1966). Он заметил, что по разным причинам и организации, и люди, работающие в них, обычно работают не так упорно и настойчиво, равно как и эффективно, как они могли бы работать. Бергер, Хантер и Тимм [24] отмечают, что X-эффективность складывается из экономической эффективности конкретной фирмы за вычетом влияния эффекта масштаба и эффекта совместного производства.

Схема 1. Дерево эффективности

Результаты исследований по теории X-эффективности в банках говорят о том, что она достаточно велика. Кроме того, проявляются некоторые свойства X-неэффективности. Во-первых, как величина, так и вариация X-неэффективности по отрасли в среднем меньше для крупных фирм, нежели для более мелких компаний. Во-вторых, если составить рейтинг фирм по их эффективности, оказывается, что несмотря на изменение абсолютных величин X-неэффективности (она может как снижаться, так и расти), относительное положение фирм в рейтинге меняется мало. Иными словами, неэффективные фирмы остаются неэффективными [15].

В дальнейшем анализе внимание будет сосредоточено именно на X-эффективности, и будет предложена модель анализа стохастической границы, позволяющая ее измерить.

Методы, позволяющие получить оценки неэффективности, свойственной каждому конкретному финансовому институту, достаточно разнообразны [8]. Часть их основывается на использовании эконометрических методов, которые включают в себя оценку производственной функции или функции издержек.

У каждого подхода есть как свои достоинства, так и недостатки. Преимуществом эконометрического метода является возможность учета случайных ошибок при измерении неэффективности. Однако есть и обратная сторона медали – необходимость принятия априорных предположений о виде производственной функции, а также о характере распределения неэффективности.

Выяснение сравнительной индивидуальной эффективности деятельности широко применяются регулирующими органами. Методы стимулирующего регулирования, как правило, базируются на использовании сравнительного анализа эффективности компаний (бенчмаркинга), который позволяет:

• оценивать эффективность компаний с учетом многих факторов,

• сравнивать эффективность компаний с моделью эффективной (или средней) компании, построенной по данным выборки реальных компаний;

• ранжировать компании по уровню их эффективности;

• оценивать потенциал повышения эффективности для каждой компании и ставить задачи по повышению эффективности

Для установления Х факторов используются два подхода: граничный и неграничный. Граничные методы бенчмаркинга используются, преимущественно, регуляторами Европы и Австралии, неграничные - органами регулирования штатов США [6].

Еще по теме:

Задачи и функции Банка России
Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как о ...

Виды рисков и их оценка
Риск — величина непостоянная. Его изменения во многом обусловлены изменениями в экономике, а также рядом других факторов. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска: ведутся соответствующие статистический учет, анализ и обработка собранной информации. Исходя из полученной информ ...

Организационная структура коммерческих банков
Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенный аппарат управления. На его структуру оказывает влияние, прежде всего характер банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построение аппарата его управление, с одной стороны содержит некоторые общие черты, характерные дл ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru