В работе исследуется эффективность российского банковского сектора по прибыли и по издержкам за 2 года – по состоянию на 1 января 2004 и 1 января 2005 гг. К этому времени, с одной стороны, банки смогли восстановиться после финансового кризиса 1998 года, и, с другой стороны, еще не настала пора крупных реформ банковской отрасли. Для анализа используются граничные функции доходов и издержек.
Получили, что от банка к банку индивидуальная эффективность по издержкам колеблется больше, чем по прибыли. Следует заметить, что в сравнении, например, с голландскими банками, для которых были получены аналогичные результаты, российские банки менее эффективны (особенно по затратам). Еще один из важных результатов – выявление отсутствия корреляции эффективности в терминах издержек и прибыли (это значит, что предприятие, функционирующее на технологической границе в смысле издержек, может иметь высокую неэффективность по прибыли, и наоборот).
Разделяются финансовые институты разного размера, и показываются систематические различия в эффективности для этих групп. Мы выяснили, что в то время как с точки зрения эффективности по прибыли крупные банки показывают себя с лучшей стороны, но с точки зрения эффективности по издержкам они находятся дальше границы, на которой оперируют наиболее успешные в этом смысле банки. Получается, что крупные банки получают преимущество от обладания некоторой рыночной властью и своего абсолютного размера.
Среди особенностей российской банковской сферы можно отметить доминирующее положение Сбербанка. Значительную роль играют финансовые институты с большим государственным участием. Огромное количество финансовых ресурсов сконцентрировано в Москве, так как из 40 банков выборки лишь 6 – не из Москвы.
Из рекомендаций для улучшения эффективности банковского сектора можно предложить дальнейшее совершенствование конкуренции на рынке предоставления банковских услуг, выравнивание правил игры для всех банков. Необходимо также повышение качества управления и филиальной политики банков. Финансовая отрасль должна развиваться опережающими темпами по сравнению с экономикой страны.
Еще по теме:
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
Информация – это важнейший ресурс, необходимый для успешного развития бизнеса. Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы – это значит, что компания нуждается в ...
Максимизация прибыли
Введем в рассмотрение стандартную функцию прибыли в предположении, что банки оперируют на совершенно конкурентных рынках факторов производства и рынке сбыта своего продукта. Следовательно, банки выбирают оптимальное количество ресурсов и выпуска в зависимости от заданных извне цен. Однако адекватно ...
Анализ трудовых ресурсов и трудового потенциала
банка
На первом этапе авторами оценена степень использования мотивов в повышении трудового потенциала работников промышленных предприятий. Показатели силы социального действия для работников промышленных предприятий показывают (табл. 2.1), например, что, работая в Банке «Возрождение» (ОАО), в 2005 г. раб ...