Отдельное место в оценке кредитоспособности заемщика занимают модели оценки вероятности банкротства. Цель таких моделей – выработка простого, оперативного и точного метода заблаговременного выделения компаний, испытывающих финансовые затруднения и близких к банкротству. В основе методики формирования модели лежит распределение предприятий на два класса: предприятия – потенциальные банкроты и прочие предприятия (считается, что эта группа – стабильно функционирующие организации). Модель была разработана в 1968 г. профессором Нью-Йоркского университета Эвардом Альтманом при помощи метода дискриминантного анализа. Данный метод анализа являлся преобладающим и наиболее широко используемым при оценке кредитоспособности заемщика в XX в., а Альтман по праву считается пионером в вопросах классификации предприятий на группы кредитоспособности. Проанализировав отчетность сотен компаний, он вывел формулу для прогнозирования банкротства предприятия, которая называется Z-модель Альтмана:
, (Альтман) (1.16)
где – отношение оборотного капитала к сумме активов;
– отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;
– отношение операционной прибыли к сумме активов;
– отношение рыночной стоимости акций к сумме кредиторской задолженности;
– отношение выручки к сумме активов.
Значение показателя Z меньше 1,81 является признаком того, что предприятие испытывает определенные трудности, а показатель Z, равный 2,7 и более, говорит о небольшой вероятности банкротства. В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:
. (1.17)
В этой формуле – балансовая, а не рыночная стоимость акций. Пограничное значение для этой формулы – 1,23.
Существуют и другие модели, подобные модели (Альтман). /3/, /16/
Отсутствие достаточной информации о финансовом состоянии заемщика и зачастую неумение выявить ложную информацию о нем являются наиболее распространенным недостатком в деятельности банка по оценке кредитоспособности его клиентов. Практика показывает, что финансовая документация, полученная банком, не всегда удовлетворяет необходимым требованиям, а дополнительная информация о прогнозах денежного потока, о предполагаемых затратах и потребностях в заемных средствах просто отсутствует. Нельзя игнорировать и случаи искажения заемщиком отчетных данных о своем реальном финансовом состоянии. Известно, что предприятия могут завышать себестоимость своего продукта, занижать доход от реализации продукций и оказания услуг, собственные средства могут фиксироваться в балансе в виде кредиторской задолженности. Все это искажает реальные масштабы позаимствования заемного капитала, усиливает риски при определении возможностей заемщиков выполнять условия кредитного соглашения./22/
Еще по теме:
Принятие решений в условиях риска и неопределенности
При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том числе мы предполагаем, что информация в таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позвол ...
Определение финансовой устойчивости банков и страховых
компаний
Финансовая устойчивость банко-страховой группы зависит, как от финансовых показателей банка, так и от финансовых показателей страховой компании, входящих в эту группу. Основные группы банковских операций – активные операции и пассивные операции. Операции, направленные на мобилизацию денег, имеющихс ...
Методология формирования кредитной политики в коммерческом
банке
Методология формирования кредитной политики банка предполагает формулирование основных принципов, используемых для решения рассматриваемой проблемы. Первый из них определяется необходимостью учета многовекового опыта западной банковской системы. Здесь речь идет в первую очередь об использовании эфф ...