Тщательно разработанная ссудная политика должна, разумеется, включать и вопрос о сроках кредита. Эти сроки влияют на ликвидность банка и на риск, сопряженный с судами. Некоторые банки не склонны предоставлять ссуды под недвижимость на очень продолжительный срок, другие ограничивают объем срочных ссуд фирмам. Кроме того, некоторые банки предпочитают ограничивать ссуды на приобретение автомобилей сроком от 24 до 30 месяцев.
Также одной из проблем, с которой сталкиваются многие банки, заключается в том, что заявки на кредит превышают предусмотренный законом предел величины кредита. Банк стоит перед выбором: либо заключить удовлетворительное соглашение с банком-корреспондентом, который возьмет на себя избыточную часть ссуды, либо отказать клиенту и поставить под угрозу свои взаимоотношения с ним, которыми банк, возможно, очень дорожит. Некоторые банки склонны оставлять такие заявки без внимания или выдают кредит до исчерпания лимита.
Руководство банка постоянно сталкивается с проблемой определения обоснованной величины портфеля ссуд. Банки вынуждены, однако поддерживать уровень ликвидности, достаточный для удовлетворения требований вкладчиков. Но они не могут просто вложить средства в другие активы, например облигации, и обеспечить требуемую ликвидность. [9, c.17]
На вопрос об оптимальной величине ссудного портфеля нет однозначного ответа. Спрос на кредит в данном районе, активность вкладчиков, капитал банка, квалификация персонала, требования к ликвидности – все эти факторы различны для разных банков. Величину портфеля следует рассчитывать исходя из анализа спроса на банковские средства и приоритетов их использования. А так как структура этих приоритетов различна, невозможно установить жесткие правила касательно размеров ссудного портфеля, как конкретного банка, так и банковской системы в целом.
Если исходить из отношения ссуды/депозиты, ссудные портфели увеличиваются. У банков и в крупных финансовых центрах это отношение, как правило, выше, чем в небольших провинциальных банках. Кроме стремления увеличить доходы, этому способствуют несколько факторов: возможность поддерживать ликвидность, наличие рынка федеральных резервных фондов, совершенствование методов управления активами и ресурсами, улучшение методов анализа кредитоспособности и оценки кредитных рисков [10, c.201].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало и одновременно с этим она определяется собственной стратегией и тактикой коммерческого банка, то есть несет в себе также субъективное начало, что позволяет определить, в сущности, дуалистическую природу кредитной политики как выражение общегосударственной и индивидуальной политики. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы (внешние и внутренние), влияющие на деятельность банка, обуславливающие его политику, и, как следствие, выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка.
В целом можно сделать вывод, что кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало и одновременно с этим она определяется стратегией и тактикой коммерческого банка, т.е. несет в себе также субъективное начало, что позволяет определить в сущности дуалистическую природу кредитной политики как выражение общегосударственной и индивидуальной политики. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на деятельность коммерческого банка, обуславливающие его политику, и, как следствие, выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка.
Еще по теме:
Основные этапы процесса кредитования предприятий
коммерческими банками
Процесс принятия решения по вопросу кредитования предприятий банками состоит из нескольких основных этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: Предварительное рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком с целью предварит ...
История возникновения и развития банковских карт
История банковских и торговых карт начинается с 1950-х годов, однако их предшественники появились в начале века. В 1914 году один из промышленных гигантов США, компания "MobilOil", выпустила карту, идея которой состояла в том, чтобы заносить на металлическую пластину информацию о каждом к ...
Стратегии хеджирования
С помощью фьючерсных контрактов осуществляется хеджирование, которое состоит в нейтрализации неблагоприятных изменений цены того или иного актива для инвестора, производителя или потребителя. Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться б ...