Составной элемент экономической политики государства – это регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Поэтому одним из основных функций Нац. Банка РК является претворение в жизнь денежно-кредитной политики, целью которой является обеспечение устойчивости национальной валюты.
Инструменты денежно-кредитной политики центральных банков:
проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами; проведение интервенций на валютном рынке, установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таргетирование); рефинансирование коммерческих банков, изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования; резервирование банками части привлеченных ими средств в центральном банке, изменение норм и других параметров такого резервирования; прием свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и др. условий таких депозитных операций; установление для банков обязательных экономических нормативов деятельности; прямые количественные ограничения.
Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег, имея в виду посредством соответствующей политики добиваться понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков.
Стандарты надзора за коммерческими банками содержаться в письме Базельского комитета по банковскому регулированию «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».
Базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора.
Н/р, 1 принцип гласит:
Каждый орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности, располагать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой. Органы надзора должны огранчивать степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки. Для этого они должны устанавливать минимальные пруденциальные стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение банковских операций. Пруденциальные требования должны периодически пересматриваться органами надзора.
6 принцип:
Органы надзора должны определять соответствие всех банков требованиям о достаточности капитала.
9 принцип:
Органы надзора должны установить допустимые пределы, ограничивающие риск потенциальных убытков от кредитования отдельных заемщиков или групп связанных между собой заемщиков. и т.д.
Большинство принципов эффективного надзора за банковской деятельностью реализовано в РК в той или иной степени. Согласно Закона РК «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» пруденциальными нормативами являются экономические ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.
Согласно Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня в систему пруденциальных нормативов в РК входят следующие показатели:
- минимальный размер уставного капитала банка;
- коэффициент достаточности собственного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- коэффициент ликвидности;
- лимиты открытой валютной позиции;
- коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы.
Цели банковского надзора
- защита клиентов банка от всевозможных рисков
- защита вкладчиков от плохого управления и мошенничества
- защита страхового фонда от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков.
Еще по теме:
Валютные операции и способы минимизации валютных рисков
В современном казахстанском законодательстве к валютным операциям относятся: - приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; - приобретение резидентом у нерезидента либо нерези ...
Органы управления рисками
Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: комитет по кредитному риску и комитет по управлению активами и пассивами банка.
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, между ...
Анализ кредитного портфеля КБ "Газбанк"
Анализ любого вида деятельности банка, в т. ч. и кредитной деятельности, необходимо начинать с оценки положения банка на соответствующем рынке, его конкурентоспособности, а также с изучения изменений, приходящих на самом рынке. Для исследования динамики кредитного портфеля следует рассчитать объемы ...