Нормальная деятельность банка совершенно немыслима без постоянно ведущейся и грамотно организованной аналитической работы. Чтобы управленческие решения принимались обоснованно, специалисты банка должны профессионально анализировать, с одной стороны, внутренние отношения, процессы, тенденции банка, с другой – все многообразные факторы, которые действуют на банк извне (и в том и в другом случае имеются в виду процессы и факторы как экономические и финансовые, так и политические, социальные, правовые, психологические, технико-технологические и др.).
Основными направлениями аналитического обеспечения функционирования и развития банков являются банковский маркетинг и финансовый анализ банка.
Банку необходимо постоянно анализировать все важнейшие факторы, от которых зависит его деятельность как сейчас, так и в обозримой перспективе, включая факторы внешние: состояние и тенденции развития экономики страны в целом и региона, отдельных ее секторов, включая банковский; конъюнктуру рынков, включая банковский; спрос на банковские услуги (в том числе новые) в регионе действия банка и соответствие ему предложения таких услуг; развитие новых банковских продуктов и новых финансовых инструментов; фактическое и возможное место банка на рынке банковских услуг в целом и на отдельных его сегментах; отношения с клиентами и круг потенциальных клиентов банка; конкуренты банка. Без этого невозможно ни планирование перспектив развития банка, ни сколько-нибудь осмысленное регулирование (оперативное управление) его деятельности, т.е. абсолютно невозможно нормальное управление. Здесь маркетинг выступает как инструмент создания своего локального рынка, воздействия на него и одновременно создания самих себя как организаций с грамотно поставленным и эффективным управлением.
Ключевую роль в банковском маркетинге играют исследования рынка. Наиболее распространенным (хотя не часто эксплуатируемым) направлением подобных исследований является сбор и анализ информации об отношении клиентов к банку и оказываемым им услугам.
Исследоваться должен весь поддающийся анализу комплекс внешних для банка факторов, воздействующих или могущих воздействовать на условия его функционирования, способных изменить в ту или иную сторону эти условия. При этом должен проводиться и оперативный, и стратегический, системный анализ.
Что касается финансового анализа банка, то с точки зрения основных направлений деятельности банка различают несколько видов анализа его финансовой деятельности. Под этими видами понимают анализ:
- динамики и структуры собственных средств банка;
- динамики и структуры платных средств, привлеченных банком;
- динамики и структуры активов банка;
- динамики и структуры доходов банка;
- средств на счетах клиентуры;
- кредитного и фондового портфелей банка;
- эффективности операций банка (и работы его подразделений);
- ликвидности банка и его баланса;
- финансовой устойчивости банка.
По другому критерию выделяют следующие его виды (формы):
- внутренний самоанализ банков, проводимый ими самими;
-дистанционный анализ банков, в том числе банков – контрагентов (анализ деятельности и ее финансовых результатов, структуры и динамики собственного капитала, ресурсной базы и активов, факторов устойчивости финансового состояния банка на основе его официальной и публикуемой отчетности);
Еще по теме:
Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный зак ...
Валютный курс как элемент валютной системы
Важным элементом валютной системы является валютный курс, т.к. развитие международных экономических отношений требует измерения стоимости соотношения валют разных стран. Валютный курс необходим для следующих целей: а) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капитала ...
Перспективы развития
ипотеки в регионах РФ
В России избрана двухуровневая модель организации ипотечного рынка. С этой целью в 1997 г. было создано Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Его главной задачей была определена организация вторичного ипотечного рынка в России. Деятельность Агентства также направлена на содействие ...