Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, за исключением изменений, обусловленных изъятиями собственников.
По аналогии с классификацией доходов банка расходы можно разделить на следующие группы:
- операционные расходы включают в себя: процентные расходы – уплаченные банком проценты за привлеченные им средства; непроцентные расходы – расходы на проведение всех остальных операций банка (на з/п и материальное поощрение сотрудников; на содержание аппарата управления; уплаченные банком комиссионные; уплаченные банком дивиденды; эксплуатационные расходы; расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций.
- прочие (неоперационные) расходы: уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; уплаченные штрафы, пени, неустойки; убытки от реализации имущества; убытки в виде отрицательных курсовых разниц от переоценки некоторых видов активов.
Учет произведенных расходов банка за отчетный период предусматривается на счете 702 «Расходы» – активный, к которому открыты счета 2-го порядка:
70202 – проценты, уплаченные юридическими лицами по привлеченным средствам;
70203 – проценты, уплаченные юридическим лицам по депозитам;
70204 – расходы по операциям с ценными бумагами;
70206 – расходы по содержанию аппарата управления;
70208 – штрафы, пени, неустойки уплаченные;
70209 – другие расходы.
На каждую статью расходов в Банке открыты отдельные лицевые счета. В конце отчетного периода счет закрывается.
Как и доходы, расходы делятся на процентные и непроцентные. Непроцентные расходы в свою очередь делятся на уплаченную комиссию корреспондентам по банковским операциям, налоги и сборы, административно-хозяйственные расходы, включая расходы по оплате труда.
Таблица 5. Вертикальный анализ процентных расходов ОАО «Сбербанк России»
Показатели |
За 9 месяцев 2008 года |
За 9 месяцев 2009 года |
За 9 месяцев 2010 года | |||
Сумма, тыс.руб. |
% |
Сумма, тыс.руб. |
% |
Сумма, тыс.руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Процентные расходы всего |
172 525 592 |
100 |
233 963 174 |
100 |
224 768 168 |
100 |
По привлеченным средствам кредитных организаций |
6 541 017 |
3,7 |
43 539 088 |
18,6 |
25 163 624 |
11,1 |
По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) |
158 647 662 |
92,0 |
183 671 406 |
78,5 |
192 829 926 |
85,8 |
По выпущенным долговым обязательствам |
7 336 913 |
4,3 |
6 752 680 |
2,9 |
6 792 618 |
3,1 |
Проанализировав процентные расходы ОАО «Сбербанк России» за 9 месяцев 2008, 2009 и 2010гг., можно сделать следующие выводы:
- в 2010 г. в структуре процентных расходов большую долю занимают расходы по привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) – 85,8%, также как и за соответствующий период в 2008 – 92,0%, и в 2009 – 78,5%.
- уменьшились процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций в 2010 году на 42,3%, в то время как в 2009 г. они увеличились по сравнению с 2006 г в 6,6 раза.
- проценты по выпущенным долговым обязательствам составили 3,1% от общей суммы процентных расходов в 2010году, 2,9% – в 2009 году, и 4,3% – в 2008 году, таким образом отслеживается тенденция уменьшения расходов по сравнению с 2008 и 2009 гг.
Горизонтальный анализ процентных расходов Сбербанка за 2008-2010 гг.: процентные расходы банка в 2010 году уменьшились на 4% (на 9 195 006 тыс. руб.) по сравнению с 2009 г Комиссионные расходы в 2010 году увеличились на 33% по сравнению с 2009 г. (на 983 512 тыс. руб.).
Еще по теме:
Сущность и структура банковских ресурсов
Банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные денежные средства, а с другой — размещают их, удовлетворя ...
Участники рынка ценных
бумаг
ценный рынок мейкер портфель Сущность деятельности рынка ценных бумаг сводится ко взаимодействию эмитентов, т.е. тех его субъектов, которые выпускают ценные бумаги, и инвесторов – юридических или физических лиц, приобретающих ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Среди инвесторов выделяют и ...
Инновационная стратегия банка в сфере оказания депозитных услуг
Кардинальные преобразования финансовых и денежно – кредитных систем под влиянием процессов глобализации, институционализации, секъюритизации, информатизации и дерегулирования, привели к усилению потока финансовых инноваций – прежде всего новых продуктов и технологий, которые существенно трансформир ...