Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода, управление которой осуществляется в соответствии с основными банковскими законами: Законом 65-ФЗ от 26.04.1995 г. "О Центральном банке РФ" и Законом 17-ФЗ от 3.02.1996 г. "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с российским законодательством банковская система России разделена на два уровня: первый охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень состоит из коммерческих банков и иных кредитных организаций, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система России содержит элементы рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.
В современных условиях функционирование российской банковской системы характеризуется следующими тенденциями.
Во-первых, сокращением численности действующих кредитных институтов, что свидетельствует о том, что закончился период экстенсивного, т.е. количественного роста и начинается период интенсивного, т.е. качественного развития, характеризующийся усилением банковской конкуренции, отсевом слабых банков, укрупнением банковских структур.
Во-вторых, произошла рекапитализация банков, т.е. восстановление утраченного в период кризиса капитала и его дальнейшее наращивание.
В-третьих, сократилось количество проблемных банков.
В-четвертых, наблюдается процесс расширения масштабов банковской деятельности, что выразилось в росте активов банковской системы, увеличении доходов, прежде всего процентных, расширении кредитования экономики, в т.ч. реального сектора, усилении интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж, восстановлении доверия населения к банкам.
В-пятых, происходит увеличение перечня предоставляемых новых банковских продуктов и технологий (расчетно-кассовое обслуживание, лизинговые, доверительные, консультационные, брокерские, экспертные, аудиторские услуги, выдача гарантий и поручительств, инкассация и хранение ценностей и т.д.).
Перспективными направлениями развития банковской системы России можно считать:
-усиление дифференциации банков и банковской конкуренции;
-расширение кредитования отечественной экономики и рост спроса на кредит со стороны реального сектора;
-увеличение депозитов населения, связанное с ростом его доходов, и использование этих средств в качестве кредитных ресурсов;
-снижение интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж[5].
Еще по теме:
Понятие и сущность жилищного страхования
Страхование - важная область общественных отношений. Страхование призвано защищать имущественные интересы личности, юридических лиц, самого государства при наступлении неблагоприятных событий. История данного общественного института уходит в далекое прошлое - первые договоры страхования заключались ...
Методы управления кадрами и трудовым потенциалом в
банке
Мы организовали экспериментальное изучение удовлетворенности трудом сотрудников. Исследование проводилось с персоналом данного предприятия в течение двух месяцев. Общее количество респондентов в этом случае составило 20 человек (9 менеджеров высшего звена и 11 сотрудники организации). Диагностическ ...
Форма банковской гарантии
Важным условием действительности сделки является облечение воли совершающих ее субъектов в надлежащую форму. В соответствии со ст. 368 ГК банковская гарантия представляет собой письменное обязательство гаранта, т. е. она должна быть совершена в простой письменной форме. Сделка в письменной форме со ...