Закрытие счетов традиционно являлось определенной проблемой как для клиентов, так и для самих банков, поскольку порядок совершения соответствующих юридических и фактических действий был достаточно детально урегулирован, но соответствующие нормы содержались в нескольких нормативных правовых актах различной юридической силы. С принятием Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 №40 "Об открытии банковских счетов" (далее - Постановление №40) ситуация, с одной стороны, упростилась - Постановление №40 вообще не регламентирует порядок закрытия счетов, с другой стороны, определенные нормы о закрытии счетов по-прежнему содержатся в некоторых нормативных правовых актах.
В связи с изложенным рассмотрим особенности закрытия счетов юридических лиц.
Основанием открытия и существования счета является соответствующий договор. Поэтому закрытие счета производно от договора - как правило, основанием закрытия счета должно являться расторжение договора.
Договор текущего (расчетного) банковского счета, как и договоры, опосредующие открытие счетов иных видов, обычно является бессрочным. Вместе с тем, как и любой гражданско-правовой договор, он может быть расторгнут. Расторжение договора по общему правилу возможно только по соглашению сторон (п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Однако законодательством или самим договором может быть предусмотрена возможность его расторжения в одностороннем порядке.
В ряде случаев законодательство допускает расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда. Наряду с понятием "расторжение договора" в законодательстве используется также термин "отказ от договора".
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 №16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" в случае отсутствия в договоре прямого указания на возможность одностороннего отказа от его исполнения действия стороны, направленные на прекращение договорных правоотношений посредством заявления об их одностороннем расторжении, следует расценивать как требование, реализация которого согласно пункту 2 статьи 420 ГК допускается лишь в судебном порядке.
Необходимо также учитывать, что пунктом 13 Постановления №40 банкам было предписано в трехмесячный срок со дня вступления его в силу принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в том числе особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований Постановления №40 и иных актов законодательства. В связи с изложенным банком могут быть предусмотрены особенности закрытия счетов в локальных нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 206 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) обязательства по договору текущего (расчетного) банковского счета подлежат прекращению по требованию владельца счета в течение срока, установленного соглашением сторон.
В обычной практике клиент направляет в банк заявление о закрытии счета, а не о расторжении договора. Учитывая сущность данного вида договора и то обстоятельство, что его действие без наличия счета утрачивает смысл, полагаем, что вышеуказанное заявление клиента следует рассматривать именно как волеизъявление расторгнуть договор.
Согласно части первой статьи 206 БК владелец счета имеет безусловное право расторгнуть договор банковского счета в любое время. Таким образом, в случае отказа банка от расторжения договора или уклонения от согласования срока его расторжения клиент вправе предъявить к банку соответствующий иск.
В соответствии с частью второй статьи 206 БК банк вправе прекратить обязательства по договору текущего (расчетного) банковского счета:
- при отсутствии денежных средств на этом счете в течение трех месяцев со дня последнего списания с него денежных средств;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Полагаем, данный перечень является исчерпывающим. Если договором будут предусмотрены иные основания для одностороннего расторжения договора банковского счета (отказа от его исполнения), на наш взгляд, это в полной мере соответствует законодательству.
Хотя действующим законодательством это четко и не определено, полагаем, что для закрытия счета необходимо соблюдение следующих условий:
- на денежные средства, находящиеся на счете, не наложен арест;
- отсутствуют предписания уполномоченных органов о приостановлении операций по счету.
Данное мнение основывается на том, что вышеуказанные ограничения не позволяют перечислить куда-либо остаток средств с закрываемого счета (т.е. перечисление средств даже на счета банка нарушит предписания государственных органов о наложении ареста на денежные средства и (или) приостановлении операций по счету).
Кроме того, при закрытии счетов необходимо соблюдение требований ряда нормативных правовых актов, обладающих более высокой юридической силой, нежели Постановление №40.
В соответствии с пунктом 255 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530, текущий (расчетный) и иные банковские счета страхователя, кроме счетов, перечень которых установлен законодательными актами Республики Беларусь, закрываются при наличии документа об отсутствии задолженности страховщику (Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах").
Перечень счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без представления справок Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах", утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 №590, включает: аккредитив, благотворительный счет, временный счет, доверительный (трастовый) счет, карт-счет, корреспондентский счет, в том числе корреспондентский счет "депо" ЛОРО, металлический счет, специальный счет, счет организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь по переводным операциям, счет по учету бюджетных и иных государственных средств, счет по учету кредитов и иных активных операций, счет по учету средств для расчетов чеками, счет по учету средств, полученных в качестве обеспечения исполнения обязательств, счет по учету полученных займов, счет по учету средств, полученных по операциям РЕПО, счет "депо".
В соответствии с пунктом 3 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40, банки не имеют права закрывать текущие (расчетные) и иные счета, за исключением счетов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, без сведений органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) о наличии либо об отсутствии задолженности плательщика Фонду. В соответствии с Перечнем счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 №515, без сведений органов Фонда о наличии либо об отсутствии задолженности плательщика Фонду могут быть закрыты следующие счета: аккредитив, благотворительный счет, вкладной (депозитный) счет, временный счет, доверительный (трастовый) счет, карт-счет, корреспондентский счет, в том числе корреспондентский счет "депо" ЛОРО, металлический счет, специальный счет, счет организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь по переводным операциям, счет по учету бюджетных и иных государственных средств, счет по учету кредитов и иных активных операций, счет по учету средств для расчетов чеками, счет по учету средств, полученных в качестве обеспечения исполнения обязательств, счет по учету полученных займов, счет по учету средств, полученных по операциям РЕПО, счет "депо".
Необходимо также отметить, что пунктом 45 Перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399, предусмотрена возможность выдачи налоговыми органами справки либо документа, подтверждающего согласие налогового органа на закрытие счета (для закрытия банковского счета). Однако следует обратить внимание, что обязанности по представлению клиентами (владельцами счетов) данного документа для закрытия счета на сегодняшний день в законодательстве Республики Беларусь не содержится.
Статьей 19 БК определены функции, которые не могут возлагаться на банки, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, в частности функции контроля за своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
В связи с изложенным в настоящее время законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия для закрытия банковского счета наличие в банках справки налогового органа об отсутствии задолженности владельца счета по налогам (сборам), пошлинам, иным обязательным платежам в бюджет, а также документа, подтверждающего согласие налогового органа на закрытие счета.
Следует обратить внимание и на порядок закрытия счетов по учету бюджетных средств. Так, согласно пункту 5 статьи 105 Бюджетного кодекса Республики Беларусь открытие и закрытие счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, иных государственных средств, предусмотренных законодательством, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства. Форма распоряжения на открытие (переоформление, закрытие) счетов содержится в приложении 3 к Указаниям о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства, утвержденным Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.1998 №282.
банковский счет договор закрытие
Еще по теме:
Модели анализа стохастической границы
Модель анализа стохастической границы была впервые независимо предложена в 1977 году Мееюзеном, ван дер Броеком с одной стороны и Айгнером, Ловеллом, Шмидтом – с другой. Еще одной основополагающей работой по МАСГ считается труд Баттеза и Коры (1977). В первых работах рассматривалась отрасль за один ...
Предыстория банковских операций
В глубокой древности, начиная с 3 тысячелетия до н.э. во взаимоотношениях между людьми появляются товарные деньги (скот, зерно, меха, кожи и пр.). Их преимущество состояло в том, что они в течение длительного времени обладали способностью выступать в качестве общественно признанного, постоянно обме ...
Виды операций, основные виды и цели коммерческих банков на рынке ценных
бумаг
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Исторически банки были первыми учреждениями, специализирующимися на операциях на финансовом рынке, однако современные банки являются не единств ...