Раскрывая особенности оплаты труда работников коммерческих банков, прежде всего, следует сказать о том, что в период становления рыночной экономики, сопровождающийся спадом производства, инфляцией, ростом безработицы в стране, хроническими неплатежами в организациях бюджетного сектора, они были одними из немногих, где работникам регулярно выплачивалась достаточно высокая (на общем фоне) заработная плата. Это было обусловлено высокой доходностью этой сферы деятельности, вызванной специфическими условиями переходного периода, в том числе приватизацией, валютными кредитами международных организаций, ГКО и другими мерами, связанными с поступлением и обслуживанием денежной массы, не базирующейся на сфере производства.
Переход к рыночным отношениям в стране, как известно, характеризуется и возникновением широко распространенного заблуждения, состоящего в том, что заработная плата является такой коммерческой тайной, к которой работодатель не должен допускать никого.
В наибольшей степени этот недостаток присущ банковской системе, где данные о средней заработной плате, условия и порядок оплаты являются закрытыми не только для сторонних организаций, но, как правило, и для самих работников. Между тем опыт стран с рыночной экономикой показывает, что там имеется достаточно обширная информация по заработной плате (уровень, динамика, структура, профессиональный разрез и многое другое). Что касается конфиденциальности информации по оплате, то она действительно имеет место, но относится к заработной плате конкретного работника за определенный период, а не к усредненной информации.
Отсутствие необходимой информации по оплате труда работников коммерческих банков создает большие трудности для анализа и оценки действующих условий и принципов организации, выработки основных направлений по ее совершенствованию. В результате работникам банков приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно определять наиболее оптимальные с их точки зрения методы и формы мотивации, оценки и оплаты труда персонала.
Организация заработной платы работников большинства коммерческих банков строится на основе использования гарантированных окладов, которые фиксируются в трудовом договоре (контракте) и зависят от фактически отработанного времени в течение расчетного периода.
В период становления коммерческих банков, когда их состав формировался, главным образом, путем привлечения, благодаря высокой заработной плате, наиболее квалифицированных работников организаций различных отраслей народного хозяйства, оплата каждого работника индивидуализировалась с учетом его квалификации, а также в зависимости от финансовых возможностей банка, которые имели место в момент его приема на работу.
Со временем все это привело к тому, что в них сложилась система оплаты по индивидуальным тарифам (окладам), основанная на разных подходах к оценке трудового вклада работников. В настоящее время, нередко, складывается ситуация, когда работники, выполняющие одинаковую по сложности работу и имеющие примерно равный уровень квалификации, имеют разные оклады.
Естественно, это приводит не только к тому, что у отдельных работников снижается заинтересованность в достижении более высоких результатов труда, но и к созданию неблагоприятного социально-психологического климата в коммерческих банках, характеризующегося постоянным возникновением конфликтных ситуаций, как между отдельными работниками, так и между работниками и работодателями.
С учетом масштабов и специфики деятельности коммерческих банков при организации заработной платы применяется механизм дополнительного стимулирования работников, выражающийся в периодическом их премировании, установлении различного вида доплат (надбавок). При этом, как правило, базой для исчисления размера доплат (надбавок) служит установленный работнику оклад.
Еще по теме:
Применяемые методы распространения
Сбербанковских услуг и стимулирования сбыта
Основная идея маркетингового подхода к производству банковских продуктов состоит в том, что маркетинговые службы банка вначале изучают рынок предполагаемых к выпуску продуктов, процентные ставки, цены на них, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные продукты, а затем организ ...
Характеристика счетов, используемых для формирования
уставного капитала кредитных организаций
Счет N 102 "Уставный капитал кредитных организаций" На счете N 102 учитывается уставный капитал кредитных организаций. Кредитные организации, созданные в форме акционерного общества, ведут учет на счете N 10207 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного о ...
История возникновения фондовых бирж
Фондовая биржа – это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов.[6] Фондовые биржи являются непременным институтом рыночной экономики. Фондовые биржи благодаря торговле ценными бумагами, могут сосредотачивать в своих руках большие капиталы, которые ...