Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов. Но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления, и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов может привести к нарушению устойчивости системы в целом, сто противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, постановления, указы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормы, правила, указания и разъяснения, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая информация.
Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает:
· Государственные органы и организации;
· Законодательную инфраструктуру;
· Этику фондового рынка;
· Традиции и обычаи.
Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.
2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
· Разработку и реализацию специальных нормативных актов;
· Разработку стандартов;
· Регламентацию основных процедур и государственный контроль
Задачами государственного регулирования являются:
· Реализация государственной политики развития рынка;
· Обеспечение безопасности рынка;
· Создание открытой системы информации
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центробанк и ассоциации профессиональных участников. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
· Разработка концепции развития рынка
· Концентрация ресурсов для развития инфраструктуры рынка
· Контроль за финансовой устойчивостью
Еще по теме:
Правовые основы организации деятельности коммерческих банков
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется конституцией Российской Федерации; Федеральными законами «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», а также другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации. Организационная структура Коммерческ ...
Исторические аспекты развития пластиковой карты
В нашей современной жизни наличием банковского счета никого не удивишь, а с принципом работы пластиковой карты сейчас знаком почти каждый. Однако, метод платежных систем пережил долгий путь эволюции, прежде чем стал современным средством электронных расчетов. Что же такое банковская карта? Основное ...
Платежный баланс
Финансовое планирование в кредитных организациях является одним из приоритетных направлений аналитической деятельности, поскольку именно оно позволяет сделать прогноз финансового состояния организации на плановый период на основании имеющихся данных и предупредить наступление нежелательных событий, ...