Асимметричность информации

Страница 1

Асиметричность инфомации состоит в том, что одни участники рынка знают одно, а их партнеры другое и по этому по-разному оценивают риск.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации – одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка.

В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т.е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Примеров мнтерналии множетсво: потребитель купил товар, а он оказался не качественным; одна из сторон безнаказанно нарушила договор ( репетитор взял деньги вперед, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); наниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т.д. Причина возникновения интерналий в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией.

В результате асимметричной информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реального положение дел. Классический пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американского экономиста лауреата Нобелевской премии за 2001 год Джорджа Акерфола «Рынок лимонов» (1970), описывающий ситуацию на рынке подержанных автомобилей.

На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согласен уплатить 6000долл., а продавец согласен на любую сумму выше 5000дол. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбить так называемые «лимоны» - дефектные автомобили, за которые они были бы согласны получить цену выше 2000долл., а покупатели заплатили бы за такой автомобиль не больше 3000долл. если бы информация распределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков – своя цена. Но в том- то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. При равном количестве плохих и хороших автомобилей устанавливается средняя цена: 4500долл. = (3000долл. + 6000долл.)/2. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страховаться и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

IPO как способ наращивания капитала кредитных организаций: достоинства и недостатки
Одним из механизмов привлечения компаниями дополнительных финансовых ресурсов на фондовом рынке является первичное публичное размещение акций IPO (Initial Public Offering). При этом в понимании мирового инвестиционного сообщества IPO – это первый выпуск компанией своих акций на рынок, т.е. выпуск н ...

Анализ наличия и эффективности использования имущества предприятия
Оценка имущественного положения организации дает представление о целесообразности и эффективности вложения финансовых ресурсов в имущество предприятия, характеризуя экономический потенциал субъекта хозяйствования и его финансовое положение в целом. Показатели оценки имущественного положения предпри ...

Источники формирования банковских ресурсов. Управление собственным капиталом банка
1. Банковские ресурсы образуются в результате проведения банками пассивных операций и отражаются в пассиве баланса банка. К банковским ресурсам относятся собственные средства банков, заемные и привлеченные средства, совокупность которых используется для осуществления банком активных операций, т.е. ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru