Раздел «Психограмма профессии» составляется на основе профессиографического анализа, определяющего совокупность требований к работнику, его качествам:
· особенностям восприятия, в том числе пространства (широте поля зрения) и времени;
· динамике и напряженности работы в различные периоды;
· вниманию и способам его организации;
· точности, темпу, ритму выполнения операций;
· преимущественным установкам в данном виде деятельности (например, надежности);
· быстроте формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков;
· объему и характеру необходимой для запоминания информации, типу памяти (зрительная, слуховая, оперативная, устойчивая и проч.);
· быстроте реакции, чувствительности, утомляемости;
· гибкости, критичности мышления, воображению;
· скорости переработки данных и принятия решений;
· эмоционально устойчивости в связи со стрессовыми ситуациями, уравновешенности;
· волевым качествам (смелости, уверенности и проч.);
· коммуникативным свойствам (уважению к людям, умению разрешать конфликты, сплачивать и вести за собой коллектив);
· работоспособности, выносливости, жизнестойкости.
Наконец, на основе описания работы и психограммы профессии составляется раздел «Совокупность требований, предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника» (у руководителей речь идет о качествах, необходимых для успешного управления). Требования к работнику строятся на основе описания рабочего места (должности).
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации. В нем перечисляются конкретные требования:
· к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и проч.);
· к чертам характера (принципиальности, коллективизму, уступчивости, оптимизму, настойчивости);
· общей и профессиональной направленности личности;
· опыту;
· психическим характеристикам (эмоциональности, возбудимости и т.п.);
· физическим возможностям, темпераменту, внимательности, воображению, памяти;
· профессиональной подготовленности, способности концептуально мыслить (готовности принимать решения, личной ответственности, организованности, умению планировать свою работу, осуществлять контроль);
· способностям к обучению, перениманию опыта, доведению дела до успеха, отстаиванию убеждений, управлению собой;
· образованию, знаниям, умениям, навыкам, квалификации;
· способности к адаптации.
У руководителей дополнительно речь идет о способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей.
На практике надо иметь перечень минимальных и идеальных требований, а также противопоказаний.
Составим профессиограмму на основные профессии, занятые на предприятии Банк «Возрождение» (ОАО) (Приложение 2).
Использование данной профессиограммы при найме персонала позволит снизить текучесть кадров, связанную с некачественным отбором персонала, что повысит экономические показатели деятельности предприятия.
Повышение качества обслуживания потребителей, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности Банка «Возрождение» (ОАО) в значительной степени зависят от того, насколько конкурентоспособны ее работники. Последнее определяется интеллектуальным потенциалом персонала, уровнем и качеством полученного профессионального образования, приобретенным опытом, знаниями и умениями. В этой связи все большое значение приобретают инвестиции в человеческий капитал.
В настоящее время, как уже было отмечено, наблюдается ужесточение требований потребителей к квалификации работников сервисных предприятий, поэтому возрастает роль дальнейшего образования (повышение квалификации), а также возникает необходимость получения так называемой смешанной, или «перекрестной», квалификации. Под этим термином понимается получение персоналом, имеющим образование, дополнительной квалификации/профессии, позволяющей ему ориентироваться в современных условиях рыночных отношений, а также обучение клиенто-ориентированному поведению в сфере услуг.
Еще по теме:
Нормативно-правовое регулирование страхования
граждан при выезде за рубеж
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие страхование граждан при их выезде за границу, следующие: · Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) · Федеральный закон от 15 ав ...
Управление страховым риском
Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений (совместные банки - СБ.), наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они актуальны для в ...
Открытая и скрытая концентрация банков
В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Открытыми формами проявления концентрационного процесса являются: увеличение банковских ресурсов при уменьшении числа банков, крах мелких банков и поглощение их крупными, слияние крупных банков в крупн ...