Предпосылки перехода на IRB-подход

Страница 1

В течение длительного времени государства и банки пытаются выработать и усовершенствовать подходы, применяемые при оценке достаточности капитала конкретной кредитной организации и банковской системы в целом.

Капитал необходим банкам в качестве своеобразной «подушки безопасности» для защиты от возникших убытков, обусловленных реализацией различного рода рисков, и одновременно продолжения своей деятельности. Регулятивный капитал является оценкой надзорными органами размера данной «подушки безопасности» для обеспечения безопасности и надежности финансовой системы в целом (то есть используется надзорными органами для определения адекватности собственного капитала банка характеру осуществляемой им деятельности). В то же время не всегда величина регулятивного капитала, обязательная для каждого банка, соответствует той величине капитала, которая в реальности ему необходима (так называемый экономический капитал). Снизить до минимума данное различие попытались в Базель 2. Однако реализовать это на практике возможно в случае применения при оценке кредитного риска подхода, основанного на внутренних рейтингах [6, с.34].

Для оценки кредитного риска Базель 2 предлагает использовать (на выбор) две методологии: измерение кредитного риска на основе стандартизированного подхода и измерение кредитного риска на основе применения внутренних рейтинговых систем банка (IRB-подход) [1].

Стандартизированный подход для оценки кредитного риска, характерный в настоящее время для банков Республики Беларусь, предполагает использование кредитных рейтингов, присвоенных контрагентам внешними рейтинговыми агентствами, устанавливаемыми надзорным органом. Национальный банк Республики Беларусь определил три рейтинговых агентства – Standard & Poor's, Fitch и Moody's, рейтинги которых белорусские банки должны применять для оценки кредитного риска [6, с.34; 10].

Степень риска контрагентов определяется следующим образом:

в отношении суверенов (центральные правительства и национальные банки) – в зависимости от странового кредитного рейтинга;

в отношении местных органов управления и банков предусмотрено два способа: первый основан на страновом кредитном рейтинге государства, резидентом которого является банк или местный орган управления, а второй – на рейтинге самого банка или местного органа управления;

в отношении юридических лиц (кроме банков) – в зависимости от рейтинга юридического лица;

в отношении компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, применяется подход в зависимости от принципов и методов регулирования их деятельности: если регулирование производится в соответствии с Новым соглашением по капиталу, то подход аналогичен подходу для банков, если нет – для юридических лиц [6, с.34].

Определение степени риска активов осуществляется также в зависимости от вида самого актива. Для определения степени риска актива клиент (контрагент) банка относится к одной из пяти групп («А», «В», «С», «D», «Е»), для этого используются рейтинги, установленные тремя рейтинговыми агентствами и публикуемые в их изданиях, а также размещаемые на их официальных сайтах в Интернет.

Что касается Республики Беларусь, то при разработке новой Инструкции об экономических нормативах использовались отдельные положения Базеля 2, в том числе и стандартизированный подход при оценке кредитного риска. Согласно главе 4 Инструкции «О нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций», утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. № 137, активы в зависимости от степени кредитного риска подразделяются на 7 групп, для которых устанавливаются следующие степени риска (в %):

I группа – 0%;

II группа – 20%;

III группа – 35 %;

IV группа – 50%;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие, сущность и значение кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики. Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по прив ...

Банковская система Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной ...

Чековая форма расчета
Как указано в ГК РФ, чек – это ценная бумага, ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. При этом чекодателем считается юридическое или физическое лицо, имеющее в банке деньги, которыми он вправе распоряжаться данным способом. Чекодер ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru