Совершенствование банковского надзора в РФ в части регулирования достаточности капитала кредитных организаций

Финансовая аналитика » Капитальная база банковского сектора Российской Федерации: состояние и перспективы наращивания » Совершенствование банковского надзора в РФ в части регулирования достаточности капитала кредитных организаций

Страница 1

банковский капитал надзор инспекционный

Проблематика, связанная с вопросами достаточности банковского капитала, лежит в основе государственного регулирования рисков банковской системы. Инструменты, методы и способы контроля качества капитала также являются объектом пристального внимания надзорных органов Банка России.

Выступая на XVI Международном банковском конгрессе (г.С.Петербург, МБК-2007) «Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность» Председатель Банка России С. Игнатьев подчеркнул: «Эффективный надзор дает стабильность, тем самым повышая инвестиционную привлекательность банковского сектора и обеспечивая приход капитала извне»[13][52].

Рассматривая практические аспекты оценки достаточности капитала национальной банковской системы, можно сформулировать следующие основные задачи:

– необходимость совершенствования надзорных и внутрибанковских моделей контроля за качеством капитала с учетом международно признанных подходов;

– необходимость формирования правовых, действенных и прозрачных механизмов инвестирования средств хозяйствующих субъектов и населения в капиталы банков;

- дальнейшая работа по удалению с банковского рынка кредитных организаций, деятельность которых ориентирована на обслуживание транзитных денежных потоков сомнительного свойства.

Внедрение признанных в международной практике норм и сформировавшегося опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг, согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года является основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора. Как известно, перед российской банковской системой стоит проблема адекватного ответа на вызов процесса глобализации. Знание и применение международных правил игры – один из факторов успеха, элемент конкурентоспособности национальной банковской системы. Эффективное применение подходов, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору, – это существенный фактор повышения качества банковского регулирования и надзора, и соответственно всей банковской деятельности[14][44]. Это предполагает развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора, в том числе определенных Базелем II, включая требования к достаточности капитала банков с учетом возможного покрытия рисков, методик оценки рисков и управления ими, обеспечения прозрачности банков. С учетом Рекомендаций XV международного банковского конгресса (МБК-2006) «Базельские рекомендации: подходы и реализация», а также предложений и замечаний созданной при Банке России рабочей группы по внедрению первого компонента Базеля Банком России планомерно меняется методология расчета норматива достаточности собственных средств (Н1), установленного Инструкцией Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее Инструкция №110-И)[15] [73]. В настоящее время Банком России разработан проект Указания о внесении изменений в Инструкцию №110-И и проект Положения «О порядке расчета размера операционного риска». Наиболее существенные новации в расчете капитала проходят по двум направлениям:

1)Изменение порядка взвешивания активов. Регулятором предложен переход от взвешивания кредитных требований к суверенам с учетом принадлежности к группе «развитых стран» к использованию оценки, принятой экспортными кредитными агентствами, и рост максимального веса со 100% до 150%;

2) Добавление в знаменатель величины операционного риска. Знаменатель расчетной формулы при появлении дополнительной составляющей в любом случае увеличится, у банков появиться необходимость в дополнительном капитале.

Кроме того, поскольку, одной из причин отсутствия капитализации банковского сектора через российский фондовый рынок является непрозрачность самих коммерческих банков и их нежелание раскрывать информацию об источниках капитала, в Стратегии развития банковского сектора предусмотрено повышение транспарентности деятельности кредитных организаций, в том числе идентификация и раскрытие информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитных организаций и их деловой репутации. Первые шаги для обеспечения прозрачности структуры собственности, Банком России проведены в рамках оценки финансовой устойчивости банков для участия их в системе страхования вкладов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Указания Банка России от 16 января 2004 г. N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов. В настоящее время данная работа ведется органами надзора, основываясь на Положении Банка России от 19.03.2003 №218-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц-учредителей (участников) кредитных организаций», определяющем порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц-учредителей (участников) кредитных организаций. В соответствии с требованиями данного документа, оценка финансового положения на основе комплексного анализа абсолютных и относительных показателей деятельности приобретателя проводится с учетом характера и масштаба его деятельности, отраслевой и региональной принадлежности. Применение требований данного нормативного акта способствует капитализации банковской системы за счет реальных, а не "фиктивных" инвестиций, повышению открытости структуры прав собственности на акции (доли) кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Экономическая эффективность внесенных предложений
Эффективность управления персоналом определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за ним функций. Для определения степени эффективности управления персоналом необходимы соответствующие критерии и показатели. При выборе критериев оценки следует учитывать, ...

Правовая основа формирования системы обязательного страхования вкладов
Перечень нормативных актов регулирующих систему обязательного страхования вкладов очень мал. Основной из них это Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003г. № 177-ФЗ. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организацио ...

История возникновения фондовых бирж
Фондовая биржа – это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов.[6] Фондовые биржи являются непременным институтом рыночной экономики. Фондовые биржи благодаря торговле ценными бумагами, могут сосредотачивать в своих руках большие капиталы, которые ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru