Совершенствование банковского надзора в РФ в части регулирования достаточности капитала кредитных организаций

Финансовая аналитика » Капитальная база банковского сектора Российской Федерации: состояние и перспективы наращивания » Совершенствование банковского надзора в РФ в части регулирования достаточности капитала кредитных организаций

Страница 3

– исключено требование об обязательном проведении рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизуемых кредитных организаций;

– исключено требование об обязательной инспекционной проверке реорганизующихся кредитных организаций;

– исключено требование о составлении сводного баланса и утверждении его на совместном общем собрании участников реорганизуемых кредитных организаций;

– участникам реорганизуемых кредитных организаций предоставлено право самостоятельного принятия решения о привлечении аудиторской организации для подтверждения достоверности финансовой отчетности и соответствия проводимых реорганизационных процедур действующему законодательству.

Кроме того, оптимизированы схемы и сроки движения документов между кредитными организациями, территориальными учреждениями Банка России и центральным аппаратом Банка России, в том числе после получения от МНС России свидетельств о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом общий срок рассмотрения документов Банком России снижен до:

– 4 месяцев (2 месяца в территориальном учреждении Банка России и 2 месяца в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме слияния (ранее – 6 месяцев);

– 3 месяцев (1,5 месяца в территориальном учреждении Банка России и 1,5 месяца в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме присоединения (ранее – 6 месяцев).

Банк России проводит активную работу, направленную на повышение качественных параметров банковского капитала. Речь идет о последовательном противодействии применению некоторыми банками разного рода схем, которые используются для приукрашивания как публикуемой, так и надзорной отчетности.

В этой связи следует отметить Положение Банка России от 10.01.2003 N 215-П

"О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций", закрепляющее порядок расчета капитала и понятие "ненадлежащие активы". Ненадлежащие активы в целях расчета величины собственных средств (капитала), определены не как жесткая формула соотношения тех или иных балансовых счетов, а исходя из принципа формирования активов. В соответствии с Положением предусмотрено исключение из расчета капитала той части источников собственных средств (уставного капитала, эмиссионного дохода, прибыли и других), для формирования которой были использованы ненадлежащие активы. Документ примечателен не только тем, что в нем был воплощен принцип содержательного подхода к оценке активов, но также и тем, что новации Положения 215-П явились реальным практическим инструментом, применение которого Банком России предопределило начало процесса качественных изменений в структуре банковского капитала.

В то же время, в применении данного подхода имеются трудности, обусловленные тем, что слишком размыта граница между надлежащими и ненадлежащими активами. Международные стандарты учета трактуют активы, как нечто, что приносит доход или дает возможность рассчитывать на получение дохода в будущем. Все остальное можно подвести под определение «ненадлежащих активов», так как главный признак фиктивной капитализации – это наличие в балансе банка активов, не приносящих доход. Введение в действие с 01.08.2004 г. Положения Банка России от 26.03.2004 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» сделало проводимые банками схемы более затратными. Согласно данному Положению, по активам, предоставленным по ставке менее двух пятых ставки рефинансирования ЦБ РФ, необходимо создавать резерв в размере не ниже 21%. В связи с этим, банки пошли на увеличение процентной ставки по используемым в схемах кредитам, (потому как создание довольно крупного резерва по третьей группе качества активов негативно скажется на финансовом результате и как следствие, на величине собственных средств), и теперь выделить на стадии дистанционного надзора возможный объект «ненадлежащих активов» из общей массы прочих стало гораздо труднее.

Наиболее детальный анализ операций кредитной организации с целью выявления и доказательства реальных проблем кредитных организаций, в том числе установление фактов формирования капитала ненадлежащими активами может проводиться только в ходе инспекционных проверок в кредитных организациях на основании первичных документов.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Сравнительный анализ структур банков
Многообразие в области построения банковских структур проявляется в настоящее время в полной мере. Рассмотреть и перечислить все комбинации возможных структур нереально. Поэтому, для каждого банковского учреждения необходимо искать некие решающие правила, критерии, основания для организационных изм ...

Содержание, принципы и функции депозитной политики коммерческого банка
В современных условиях для эффективного функционирования, развития и достижения своих целей каждый коммерческий банк должен разработать собственную депозитную политику, то есть стратегию практического управления. Как известно, привлечение денежных ресурсов и их последующее размещение являются основ ...

Проверка отчетности коммерческой организации. Контроль за соблюдением нормативов
Проверки отчетности коммерческой организации, контроля за соблюдением экономических нормативов. Текущий надзор (надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. Стратегической задачей текущего надзора является обеспе ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru