История банковских и торговых карт начинается с 1950-х годов, однако их предшественники появились в начале века. В 1914 году один из промышленных гигантов США, компания "MobilOil", выпустила карту, идея которой состояла в том, чтобы заносить на металлическую пластину информацию о каждом клиенте, которому была открыта кредитная линия. Данная карта была средством идентификации и подтверждала право ее владельца (согласно сложившейся практике именуемого "держателем") на получение определенных скидок, то есть являлась дисконтной картой. Она выпускалась (эмитировалась) в пользу персонала компании и ее лучших клиентов.
Тогда же некоторые крупные американские магазины стали выдавать своим постоянным клиентам бумажные карты, по которым можно было покупать товары в кредит. Конечно, это был неизбежный риск для организаций торговли, зато позволяло продавать больше и дороже - ведь за кредитные услуги магазин брал проценты. Поначалу "листы доверия" принимал к оплате только магазин, который их выдавал. Но уже в 1936 году 1000 торговых организаций США заключили соглашение о совместном кредитовании своих клиентов.
В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие. Таким образом, в 30-х годах появились торговые карты, которые могут являться средством оформления и использования коммерческого кредита и эмитируются (выпускаются) торговыми организациями.
Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карт было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из национального банка "Флэтбуш" в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Charge-it". Эта схема предусматривала расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей. Во "Флэтбуше" была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно"
Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены не кредитными организациями. Историю успешного массового выпуска кредитных карт принято отсчитывать с 1949 года, когда на свет появилась идея о проведении операций с картами, известных под названием "Dine and Sign" (пообедав, распишись). В 1950 году компания приобрела свое современное название - "Diners Club", начав одновременно операции в Нью-Йорке, Бостоне и Лос-Анжелесе. В 1950 г. компания "Дайнерз Клаб" ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии их назвали карточками туризма и развлечений. Это была по существу первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием элемента карты, торговых предприятий и держателей карт.
Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. маленьким нью-йоркским банком Long Island Bank (впоследствии он был поглощен конкурентами), и с тех пор началось бурное развитие этого вида банковских услуг. В1958 году к выпуску карт приступила компания "AmericanExpress", в 1960-м - "Bank ofAmerica". На начало 60-х годов пришелся пик роста числа эмитентов в США, банковские карты появились в Европе.
Дальнейшее развитие технологии банковских карт заключалось в появлении специализированных клиринговых палат, осуществлявших расчет взаимных требований и обязательств участников расчетов по операциям с банковскими картами определенного вида. В 60-е годы металлические карты заменили карты на банковских носителях, при этом сохранилось эмбоссирование карт, позволяющее быстрее заполнять торговые чеки (слипы). В 1969 году появились широко распространенные ныне карты с магнитной полосой, на которой записывалась определенная информация".
Еще по теме:
Асимметричность информации
Асиметричность инфомации состоит в том, что одни участники рынка знают одно, а их партнеры другое и по этому по-разному оценивают риск. С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации – одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. В результате асимметричной информации возникают инте ...
Структура рынка
ипотечного капитала
Рынок - совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Рынок ипотечного капитала - часть финансового рынка, на котором перераспределяется заемный капитал, обеспеченный залогом недвижимости. Он функциони ...
Основные модели ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
На основании ипотечного законодательства на различных уровнях предпринимаются попытки привлечь денежные средства населения. Для этого и федеральные власти, и власти субъектов Российской Федерации, а также основные участники рынка ипотечного кредитования (коммерческие банки, застройщики, риэлтеры, с ...