Карты появились в России совсем недавно - чуть более десяти лет назад. За это время был пройден долгий эволюционный путь. Во-первых, рынок массового потребителя розничных товаров и услуг, перестал воспринимать платежные карты как инновацию. Карта постепенно превращается в платежный инструмент ежедневного использования. Классический порог - 15-процентный охват массового рынка товаром/услугой, за которым следует взрывной рост спроса, - почти достигнут. Карты и связанные с ними платежные услуги на отечественном рынке никогда не теряли положительного имиджа и привлекательности, даже в тяжелое время после кризиса 1998 года. В торговых предприятиях восприятие эквайринговых услуг также стабильно улучшается.
Единственный стратегический минус связан с инфраструктурой приема: маленькие размеры и недостаточная степень надежности при проведении операции вследствие технологических и иных причин. Особенностью отечественного рынка также является очень сильная географическая концентрация в Москве и Санкт-Петербурге, что налагает на планы серьезный отпечаток.
За прошедшее десятилетие отечественные банки научились стабильному и уверенному ведению операций и достигли неплохих показателей в стандартах обслуживания клиентов. При этом они пока не выработали инфраструктуры, поддерживающей информацию о кредитных историях клиентов. На национальном (государственном) уровне также наблюдается пробел в этой области.
В настоящее время банки предоставляют примерно 200-250 видов банковских продуктов и услуг, но это значительно меньше спектра инновационной деятельности зарубежных банков.
Банковская карта - это обобщающий термин, которым обозначают платежные инструменты, выпускаемые определенными организациями и различающиеся по своему назначению и набору оказываемых с их помощью услуг, таких как осуществление расчетов между юридическими и физическими лицами в торговых организациях, реализация системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте, а также обеспечение обналичивания имеющихся на текущих и ссудных счетах средств через сеть банкоматов.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов была создана организация ISO (International Standardization Organization - Международная организация по стандартизации), которая разработала определенные стандарты на внешний вид банковских карт, порядок нумерации (образования счетов), форматы магнитных полос и сообщения, посылаемого владельцу карты о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карт, как Visa, Master Card, American Express.
Карты можно классифицировать по нескольким признакам. Классификация банковских карт представлена в табл.1
Таблица 1
Классификация банковских карт
№ п/п |
Признак классификации |
Виды карт |
1 |
По механизму расчетов |
двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов (замкнутая сеть); многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. |
2 |
По виду расчетов |
кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке; дебетовые карты - используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списывания сумм с банковского счета плательщика. |
3 |
По характеру использования |
личные карты - выдаются банками частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в банке либо внесения страхового депозита; корпоративные карты - выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица. |
Еще по теме:
Эффективность банковского надзора в современной России
Следует отметить, что для страны, в которой банковская система существовала всего несколько лет, уровень развития банковского надзора был достаточно высоким. В 1996 г. в Центральном банке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделены функции лицензирования и собственно надзора, ...
Кредитная политика ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»
Стратегия и тактика Банка в области получения и предоставления кредитов осуществляется в соответствии с кредитной политикой Банка и внутренними положениями о порядке проведения кредитных операций. Организация кредитной деятельности в ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» осуществляется кредитным отделом и кр ...
Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг – это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. ...