Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и таргетирование, а также валютные интервенции.
Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров определённых показателей, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования:
· таргетирование инфляции;
· таргетирование валютного курса;
· таргетирование денежных агрегатов;
· таргетирование прироста номинального ВВП.
Валютное регулирование осуществляется прямыми (валютные интервенции) и косвенными (контроль за движением капитала и ограничения торговлю иностранной валютой). Валютные интервенции - это операции центрального банка по покупке/продаже национальной валюты. Покупка иностранной валюты ведёт к девальвации национальной и увеличению золотовалютных резервов, при продаже эффект обратный. Такая интервенция называется "нестерилизованной", т.к. приводит к изменениям в денежной базе. Если центральный банк хочет избежать подчинения денежно-кредитной политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебание денежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенцией станет проводить компенсационные операции на открытом рынке по покупке/продаже национальных облигаций. Валютная интервенция с компенсацией будет уже носить название "стерилизованная интервенция".
Для определения эффективности интервенции используются следующие критерии:
критерий "направление". Профессор Гарвардского университета Джеффри Френкель предложил первый и самый простой критерий успеха интервенции. Если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то интервенция эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает национальную валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться;
критерий "сглаживание". Второй критерий успеха интервенции был предложен экономистом Федерального резервного банка Кливленда (США) Оуэном Хампэйджем. Он связан со сглаживанием в колебаний валютного курса: интервенция эффективна, когда усилиями центрального банка замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается - то к торможению роста;
критерий "разворот". Автором третьего критерия является эксперт Европейского центрального банка Расмус Фатум. Интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Говоря языком технических аналитиков, происходит разворот тренда - центральный банк успешно "гребет против ветра".
МВФ установил три принципа, которыми должны руководствоваться страны при проведении интервенций:
· запрет на манипулирование валютным курсом для уклонения от макроэкономической адаптации;
· обязательство по проведению в случае необходимости валютных интервенций для прекращения беспорядка на финансовых рынках, которые могут быть вызваны краткосрочными колебаниями курса одной из валют;
· каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.
Используются валютные интервенции в основном для уравновешивания платёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Еще по теме:
Анализ ипотечного кредитования в России и РТ
В 2008 году на рынке ипотечного кредитования в России наблюдались существенные изменения. Наглядно результаты изменения выдачи ипотечных кредитов и абсолютное отклонения их показателей представлены на рис.1. Рис.1. Выдача ипотечных кредитов в РФ в период 2005-2008гг. В 2008 году прирост рынка ипоте ...
Основные виды банковских продуктов и
услуг
Одним из самых сложных моментов планирования маркетинга являются анализы стратегий, которые можно провести следующими методами: метод матричного анализа «товар - рынок», бостонская матрица, стратегия по прибыли и модель Портера. Метод матричного анализа «товар - рынок». Этот метод предполагает анал ...
Ознакомление с деятельностью отдела
Используемая нормативная база Сотрудники отдела бухгалтерии используют в качестве нормативной базы законы РФ о ведении бухгалтерского учета, положения об учетной политике предприятия, указания ЦБ, приказы Министерства финансов и другие нормативные документы РФ и РТ касающиеся ведения бухгалтерского ...