Полномочия Банка России по применению к кредитным организация мер надзорного реагирования определены Федеральным законом « Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статьи 7 и 75), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности (статьи 19, 20, 23.1), Федеральным законом «О несостоятельност (банкротстве) кредитных организаций» (статьи 4, 7-17, 32-33, 35) изданных в их исполнение нормативных актах Банка России, в том числе Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия».
К кредитным организациям могут быть применены:
предупредительные меры воздействия (письма, рабочие встречи, совещания);
штрафы;
меры, ограничивающие деятельность кредитной организации (введение ограничений на осуществление отдельных операций, введение запретов на осуществление отдельных банковских операций);
требования о замене руководителей кредитных организаций;
отзыв лицензии на осуществление банковских операций.[6]
Такой набор мер воздействия значительно уже рекомендуемого Базельским комитетом по банковскому надзору. Так, из 16 мер надзорного реагирования, которыми в соответствии с Руководством по работе со слабыми банками (Базельский комитет по банковскому надзору, 2002 год) должен располагать орган банковского надзора, в распоряжении Банка России имеется лишь 9 (чуть более половины), причем все – непосредственно к банкам. Из пяти мер воздействия, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору для применения к руководителям и владельцам банков, российское законодательство не предоставило надзорному органу ни одной.
Отсутствие у надзорного органа широких полномочий в определенных ситуациях приводит к формализму при применении мер воздействия, а также к излишним «придиркам».
Меры воздействия к кредитным организациям могут применяться центральным аппаратом Банка России и территориальными учреждениями Банка России в случае и порядке, определенном действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и введении временной администрации по управлению кредитной организацией принимаются Комитетом банковского надзора Банка России.[6].
Основной задачей, решаемой при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом меры воздействия применяются к кредитной организации в целом по совокупности допущенных нарушений. Выбор мер воздействия должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи и производиться с учетом характера нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также ее положения на региональном и федеральном рынке банковских услуг, то есть надзорный орган должен точно знать за что, когда и какую меру воздействия применять.
К сожалению, не все и не всегда из вышеперечисленных критериев выбора мер воздействия применяются территориальными учреждениями Банка России на практике. Зачастую применение мер носит несвоевременный и неадекватный характер. Так, одной из «популярных» мер воздействия у территориальных учреждений Банка России длительное время являлись штрафные санкции (мера вроде бы применена и вроде как не сильно отражается на поднадзорном банке). Развитие содержательных (риск ориентированных) подходов в надзоре предполагает принятие надзорным органом решений на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве активов кредитных организаций, размере их обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, включая качество внутрибанковских систем управления, контроля за рисками и прозрачности структуры собственности. Хотя статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России вправе применять меры воздействия, предусмотренные статьей 74 указанного выше закона, в случае, если при анализе деятельности кредитных организаций (банковских групп) выявлены ситуации, угрожающие законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации, право Банка России применять меры надзорного реагирования к кредитным организациям непосредственно на основе мотивированного суждения официально (на законодательном уровне) не закреплено.
Еще по теме:
Механизм страхования ответственности в страховой компании «РЕСО-Гарантия»
Страховая компания РЕСО-Гарантия была образована в 1991 году. Более чем 20-летний опыт деятельности на рынке страховых услуг позволил ей занять одну из передовых позиций в отрасли и войти в число лидеров российского страхового рынка по объему собранных премий. В сегменте розничного кредитования РЕС ...
Характеристика рынка ценных бумаг
Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производств ...
Экономическая сущность, субъекты и объекты кредитования
Кредит - это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе или ссуде, где один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) денежные средства на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, с оплатой этой услуги в виде проц ...