Правовое регулирование процесса расчетов по инкассо

Финансовая аналитика » Расчеты по инкассо » Правовое регулирование процесса расчетов по инкассо

Страница 8

Однако в дальнейшем, при применении Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве с учетом внесенных в них изменений возникла следующая проблема, связанная с определением времени, с которого являются недействительными признанные судом незаконными положения данного документа. По этому поводу Верховный Суд вынес определение.(28) Указанные пункты правового акта являются незаконными (недействительными) с момента вступления в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве", на предмет соответствия которому проверялись оспариваемые заявителем положения ведомственного правового акта. Названный Федеральный закон вступил в силу через три месяца со дня его официального опубликования (ст. 94). В течение этого времени Банк России обязан был привести его правовые акты в соответствие с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Таким образом, пункты 283, 285, 286 "Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве" N 2, утвержденных Государственным Банком СССР 30.09.87, являются незаконными (недействительными) с момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве". Вместе с тем необходимо иметь в виду, что признание недействительными отдельных пунктов Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве не отменяет иные действующих нормы Главы 10 данного документа, регулирующих порядок списания денежных средств без распоряжения клиента. До установления Банком России порядка осуществления расчетов, необходимого для реализации взыскателем своих прав в соответствии со ст. 6 Федерального Закона "Об исполнительном производстве", следует руководствоваться параграфом 4 Главы 46 ГК РФ, банковскими правилами, содержащимися в разделе 10 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве и в разделе 1 части 3 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ и Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном Банке РФ.

Таким образом, система актов, осуществляющих правовое регулирование расчетов по инкассо, может характеризоваться следующими положениями:

1. законы, постановления правительства РФ, указы Президента РФ по данному вопросу являются, по большей части устаревшими и действуют с многочисленными изменениями и дополнениями, которые продолжают вноситься и в настоящее время (например: принятие Налогового Кодекса повлекло за собой возникновение вопросов об изменениях требований к оформлению инкассовых поручений на принудительное (бесспорное) взыскание по сравнению с требованиями, изложенными в главе 10 Инструкции СССР Госбанка № 2 и Указаниях ЦБ РФ № 51-У от 3 декабря 1997 года. Например, с принятием и вступлением в силу части второй ГК РФ изменилось действие Положения о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций, утв. постановлением Совета Министров СССР в 1983 г. В настоящее время это Положение не применяется в части, определяющей размеры штрафов за нарушение правил совершения расчетных операций, как не соответствующей положениям Гражданского кодекса РФ. Указанные в нем штрафные санкции (0,5 % несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки) применяются к обязательствам, возникшим до 1 марта 1996 года, – то есть до дня введения в действие Кодекса. Теперь же в случае, если нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента на день фактического осуществления расчетов. Если же убытки, причиненные получателю неправомерной задержкой расчетов, превышают сумму процентов, он вправе потребовать возмещения убытков в части, превышающей эту сумму);

2. существует большое количество подзаконных актов, регулирующих данные отношения (письма, телеграммы и сообщения ЦБ РФ, приказы и инструкции Государственной Налоговой Инспекции, т.д.). Они посвящены отдельно взятым вопросам по данной теме, и противоречат друг другу, не регулируя данные отношения в их совокупности (как это мог бы сделать один закон, во исполнение которого принимались бы подзаконные акты министерств и ведомств);

3. определенное значение для правового регулирования указанных отношений имеют постановления Пленумов и Президиумов Высшего Арбитражного Суда, постановления Конституционного Суда РФ, а также решения Верховного Суда РФ, которые вносят изменения и дополнения в соответствующие положения законов и признают незаконными (недействительными) их отдельные пункты (например: Решение и Определение Верховного Суда РФ, признавшего п. 283, 285, 286 "Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве" N 2, утвержденных Государственным Банком СССР 30.09.87 г. незаконными (недействительными).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финан ...

Анализ системы валютного прогнозирования в Филиале ОАО банк ВТБ
В 2010 году Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Липецке устойчиво сохранял тенденцию к увеличению денежного оборота на международном валютном рынке. По итогам года брутто-оборот по данного вида операциям составил 400 миллиардов долларов США, а доля рынка 15%. Продуктовый ряд включает целый наб ...

Валютный контроль
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru