Банки разрабатывают механизм адаптации к колебаниям конъюнктуры с целью оперативного реагирования на рыночные катаклизмы. Это может быть выработка критериев стратегии и тактики поведения, подготовка альтернативных и гибких решений по сохранению устойчивого положения банка на рынке.
Имидж — это «лицо банка в зеркале общественного мнения», т.е. сформированное представление целевой аудитории о его деятельности и успехах, которое оказывает постоянное и динамичное влияние на взаимоотношения банка с его реальными и потенциальными клиентами, его конкурентоспособность, финансовые результаты и контакты с населением. [4]
Согласно другому определению: имидж банка – это образ, сформировавшийся в сознании его руководства и сотрудников, а также третьих лиц, выделяющий ценностные характеристики банка и оказывающий воздействие на его восприятие.
Также банковский имидж - это совокупность осознанных и неосознанных образов, существующих у клиентов и общественности о банке.
Положительный имидж банка является важным инструментом достижения стратегических целей развития и реализации поставленных задач. При определении положительных характеристик имиджа банка необходимо иметь в виду его особый экономический статус в обществе.
Коммерческие банки удовлетворяют потребности общества в денежных продуктах, оказывают особое воздействие на состояние экономики и всего денежного оборота, на стабильность национальной валютах и т.д., поэтому положительный имидж банка предполагает направленность его деятельности не просто на получение высокой прибыли, а на оказание содействия экономическому развитию отрасли, региона и странах в целом. Не случайно при оценке менеджмента коммерческих банков США одним из основных критериев является их общественно полезная деятельность. Такой же подход при оценке деятельности коммерческих банков практикуется в Японии.
Особое влияние на формирование положительного имиджа банка оказывает такой фактор, как надежность и обеспечение стабильности финансового состояния (см. Приложение 1, 2). Коммерческие банки, как известно, работают в основном за счет привлеченных ресурсов, аккумулируя на своих счетах денежные средства юридических и физических лиц, что, естественно, затрагивает ключевые интересы их владельцев, зависит от доверительности партнерских отношений и влияет на них. Поэтому понимание своей ответственности перед вкладчиками, выраженное в разумной банковской политике по размещению кредитных ресурсов, соблюдению ликвидности баланса, созданию соответствующих резервных фондов, гарантирующих сохранность и возврат денежных средств, будет способствовать формированию не только у потенциальных клиентов, но и у общества в целом устойчивого положительного имиджа банка.
Следует четко разграничивать процесс целенаправленного и стихийного формирования имиджа. Целенаправленное формирование имиджа осуществляется самим коммерческим банком как элемент маркетинговой стратегии, в целях закрепления освоенных рынков и освоения новых. Особое внимание при этом должно уделяться стратегии и тактике развития банка, основанных на выявлении сильных и слабых сторон своей деятельности, анализа деятельности конкурентов. Стратегия и тактика банка, определяющие цель, принципы и методы его деятельности, для ознакомления с ними широкой общественности получают свое выражение в рекламной кампании, организуемой банком.
Наряду с целенаправленным формированием имиджа зачастую представление о банках создается стихийно. В таком случае репутация банка оказывается под воздействием внешней средах (например, таких организаций, как рейтинговые агентства, банковские ассоциации, средства массовой информации или органа власти, или просто под воздействием различных негативных слухов).
Целостный имидж банка в общественном сознании складывается за счет восприятия самых разнообразных аспектов — от названия и визуального облика до финансового состояния и применяемых технических средств и технологий. Представление о составляющих имиджа банка, выявленные в результате наблюдения за наиболее активными банками развитых стран, можно сформулировать следующим образом (см. табл. 1). [5]
Еще по теме:
История развития ипотечного кредитования
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Об ипотеке впервые заговорили в Греции в начале VI в. до н.э. (этот термин ввел архонт Солон). Понятие ипотека означало, что ответственность должника перед кредитором обеспечена определенными земельными владениями (ранее в ...
Характеристика рынка ценных бумаг
Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производств ...
Анализ деятельности страховой организации. Финансовая устойчивость:
понятие, факторы, правовое регулирование
В связи с увеличением оборота средств, циркулирующих в сегменте страхового бизнеса, и расширением спектра страховых услуг существует объективная необходимость в методике эффективного контроля за результатами деятельности страховых организаций как со стороны государства, так и со стороны иных заинте ...