Ø не происходит нарушения функционирования системы расчетов и платежей между хозяйствующими субъектами, что позволяет им продолжать свою деятельность в нормальном режиме.
Российский закон о страховании вкладов содержит четкую регламентацию сроков и процедур выплаты возмещения по застрахованным вкладам. Законом установлено, что выплата возмещений по вкладам производится в течении трех дней со дня предоставления вкладчиком необходимых документов (заявления по форме, установленной Агентством, и документов, удостоверяющих его личность), но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Таким образом, порядок и сроки выплаты возмещения, определенные российским законом о страховании вкладов, обеспечивают быструю выплату возмещений (в трехдневный срок со дня обращения) и полностью соответствуют лучшим зарубежным системам.
Следует признать, что российская система страхования вкладов в целом развивается в русле современных мировых тенденций. Почти все Ключевые принципы IADI (Международная ассоциация страховщиков депозитов International Association of Deposit Insurers) нашей страной в значительной степени выполняются.
Ключевые принципы IADI объединены в следующие блоки:
Ø установление целей, которые ставит государство перед системой страхования депозитов, и внешняя среда;
Ø функции и полномочия организации, управляющей функционированием системы страхования депозитов;
Ø управление системой страхования депозитов;
Ø взаимоотношения между участниками системы обеспечения финансовой стабильности (центральным банком, органом банковского надзора, министерством финансов, страховщиком депозитов);
Ø членство банков в системе и страховое возмещение, выплачиваемое вкладчикам;
Ø финансирование системы страхования депозитов;
Ø информированность общественности о выгодах и ограничениях системы страхования депозитов;
Ø отдельные правовые вопросы, влияющие на эффективность выполнения страховщиком депозитов возложенных на него функций;
Ø организация процедур урегулирования несостоятельности банков;
Ø выплата возмещения вкладчикам и компенсация затрат страховщика депозитов;
Ø моральный вред.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» содержит четкое изложение целей, стоящих перед системой функций и полномочий Агентства по страхованию вкладов и его органов управления, механизмов финансирования системы; предусматривает обязательное членство банков в системе; определяет круг страхуемых депозитов, размер и порядок выплаты возмещения вкладчикам и их информирования. Есть специальное законодательство о банкротстве банков, определяющее применение мер по предотвращению несостоятельности банков, а также преследованию лиц, ответственных за их разорение. Законодательно урегулирован вопрос об очередности требований Агентства при ликвидации несостоятельных банков.
Российские системы банковского надзора и страхования вкладов имеют заложенные в них механизмы, направленные на ограничение проблемы «морального вреда». В частности, осуществляется оценка рисков, накладываемых на систему страхования вкладов банками-участниками, предусмотрены меры надзорного воздействия в отношении банков, не соответствующих требованиям к участию в системе, установлен предельный размер страхового возмещения, не страхуются депозиты юридических лиц.
Созданию российской системы страхования вкладов предшествовало проведение тщательного ситуационного анализа, результаты которого легли в основу ее основных параметров и характеристик. Как показала практика более четырех лет функционирования системы, эти параметры и характеристики были определены правильно. Такой ситуационный анализ проводится и в текущем режиме – его результатом стали решения о повышении лимита страхового возмещения, принятые в 2006, 2007 и 2008 гг., а также снижение в 2007 и 2008 гг. размера ставки страховых взносов, уплачиваемых банками.
Еще по теме:
Платежная система
Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными ...
Пути повышения эффективности работы валютного отдела
Проделанный анализ позволяет сделать вывод, что информационная модель обеспечивает поддержку и реализацию алгоритма выполнения основных функций, связанных с формализованной обработкой данных (рис. 14). Модель включает 26 блоков информационного, нормативного, справочного, методического и расчетного ...
Регулирование НБУ порядка проведения текущих валютных операций
В соответствии с Законом Украины "Про Национальный банк Украины" и Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", с целью предотвращения отлива капитала и повышения прозрачности платежей по текущим валютным операциям, а также предуп ...