Правовое регулирование расчетов по инкассо необходимо, прежде всего, для обеспечения чекового, вексельного оборота, а также связанных с безакцептным списанием средств со счетов отношений, которые применяются между сторонами по договору, а также используются в их отношениях с участием специально уполномоченных государственных органов.
Безналичные расчеты осуществляются в определенных формах, под которыми понимаются урегулированные законодательством условия исполнения через банк денежных обязательств, отличающиеся порядком зачисления средств на счет кредитора, видом расчетного документа и порядком документооборота[8].
Нормативно-правовые акты, регулирующие расчетные отношения в предпринимательской деятельности, как правило, не предусматривают обязательное применение сторонами конкретной формы расчетов, оставляя решение этого вопроса на усмотрение сторон. Исключение содержится в ст. 516 ГК РФ, предусматривающей, что в случае, если соглашением сторон порядок и форма расчетов за поставляемые товары не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Аналогичная норма применительно к инкассовой форме содержится в законе "О государственном регулировании агропромышленного производства"[9]. Ею устанавливается, что безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц.
Таким образом, условие о форме расчетов не является существенным. Однако оно направлено на право кредитора получить оплату за отгруженные товары, произведенные работы, оказанные услуги, и устанавливает конкретную форму ее реализации должником (покупателем, заказчиком, т.д.). Поэтому отсутствие прямого соглашения по вопросу о форме расчетов можно рассматривать как косвенное согласие стороны, получающей оплату, на применение любой формы расчетов по усмотрению стороны, осуществляющей платеж.
Статья 862 ГК РФ предусматривает, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, в порядке инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Расчеты по инкассо осуществляются в РФ с использованием платежных требований, платежных требований-поручений, инкассовых поручений (распоряжений), а также в форме бесспорного (безакцептного) списания средств.
В соответствии с п. 2 статьи 874 ГК РФ порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Инкассовая форма расчетов предусмотрена, прежде всего, в Гражданском Кодексе, который закрепляет общие правила механизма ее реализации. Согласно действующим банковским правилам расчеты в порядке инкассо производятся на основании платежных требований-поручений и платежных требований (в том числе и оплачиваемых без акцепта), требований на безакцептное списание, инкассовых поручений. Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, представлены в документах Международной Торговой Палаты. Ею сформулированы международные правила, определяющие роль и ответственность банков в процессе инкассирования, а также особенности проведения инкассовых операций, которые были опубликованы в Унифицированных правилах по инкассо, действующих в редакции 1995 года и применяющихся ко всем инкассо, как они определены в данном документе, "если эти правила включены в текст инкассового поручения и являются обязательными для всех участвующих сторон, если только специально не оговорено иное и если только это не противоречит положениям федерального, республиканского либо местного законодательства и (или) правилам, носящим обязательный характер"[10].
Терминология, используемая ГК РФ, отличается от терминологии, употребляемой в УПИ. Гражданский Кодекс именует банк получателя средств (банк продавца) "банком-эмитентом", (то есть банком, выпускающим в обращение платежно-расчетные документы и несущим по ним от своего имени обязательства перед их владельцами), а УПИ – "банком-ремитентом" (то есть банком, получающим деньги по инкассо). Таким образом, на мой взгляд, терминология, использующаяся при международном регулировании инкассовых расчетов, является более точной.
Еще по теме:
Виды инвестиционных фондов
Инвестиционные фонды делятся на открытые и закрытые. И те, и другие используют средства инвесторов и управляются профессиональными менеджерами, стремящимися максимально диверсифицировать портфель фонда посредством избранной инвестиционной стратегии. Разница заключается в том, каким образом фонд стр ...
Обязательство, возникающее из банковской гарантии:
исполнение, ответственность сторон, основания прекращения
Результатом совершения гарантом односторонней сделки по выдаче банковской гарантии является возникновение гарантийного обязательства. Гарантийное обязательство представляет собой правоотношение между гарантом и бенефициаром, в соответствии с которым гарант обязуется уплатить бенефициару определенну ...
Развития системы банковского регулирования и банковского надзора в
Российской Федерации
Важнейшими задачами, стоящими перед Банком России, являются дальнейшее совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора, а также конкурентоспособности российских кредитных организаций. Принятие решений о государ ...