В свою очередь, отмечает Н. Хорохордин [22], переход сельскохозяйственного производства к рыночной экономике требует радикального реформирования всей системы управления, а также таких его важнейших функций, как бухгалтерский учет и особенно контроль.
Являясь одним из элементов системы управления предприятием, внутренний контроль призван обеспечить, по мнению В. Акулича [1], возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Внутренний контроль представляет собой сплошной механизм, все составляющие которого взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют на различных стадиях управленческого процесса.
Как отмечает В. Евдокимович [10], процесс внутреннего контроля состоит из четырех этапов:
1- установления стандартов системы;
2- наблюдения и проведения ревизий и проверок;
3- измерения фактически достигнутых результатов;
4- осуществления необходимых корректировочных действий.
При этом отмечает автор, внутренний контроль выполняет множество функций. Все их многообразие можно свести:
- внутренний контроль полномочий;
- внутренний контроль документального оформления;
- внутренний контроль сохранности активов и документов.
Также В. Евдокимович [10], считает, что должен осуществляться на предприятии и специальный контроль, связанный с проверкой бухгалтерского учета и отчетности, который включает три важнейших составных элемента:
- контроль работы персонала бухгалтерии и других лиц, связанных с составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- контроль документов и записей хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском учете;
- контроль взаимной связи счетов синтетического и аналитического учета, а также достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нельзя не согласиться с В. Акулич [1], что наиболее распространенной формой внутреннего контроля в условиях рыночных отношений является внутренний аудит.
Как отмечает Н. Хорохордин [22], к определению внутреннего аудита традиционно сложились два подхода:
1) прямое определение эффективности, характеризующееся отношением эффекта, рассчитанного по отчетам внутреннего аудитора, к понесенным затратам, выраженным в денежном эквиваленте;
2) косвенное определение эффективности, характеризующееся отношением эффекта, рассчитанного по итогам деятельности экономического субъекта, к затратам, понесенным на организацию внутреннего аудита.
Однако данные подходы, по мнению автора, имеют ряд недостатков и требуют совершенствования исходя из сложившихся современных экономических условий. В связи с этим, автор предлагает следующие методы оценки эффективности внутреннего аудита сельскохозяйственных организаций:
- метод корреляционных моделей, основан на косвенном определении эффективности внутреннего аудита;
- метод сегментарной эффективности, основан на прямом определении эффективности внутреннего аудита;
- метод качественных оценок;
- метод динамических векторов.
Д. Воронов [7] отмечает, что на современном этапе развития Республики Беларусь при укреплении государственной власти, возрастает также значение и финансово – хозяйственного контроля. Ни одна из острейших социально – экономических проблем не будет решена, ни о каком росте промышленного потенциала и укреплении белорусской государственности не может быть и речи пока не будет наведен должный порядок в финансово – хозяйственной сфере, пока системе финансово – хозяйственного контроля не будет придана надлежащая стабильность. В связи с этим, мы согласны с автором, что эффективный и действенный финансово – хозяйственный контроль является необходимым условием роста экономики, важнейшим фактором успешного государственного строительства. При этом для успешного реформирования государственного финансово – хозяйственного контроля в Беларуси необходимо выстроить в одну целостную систему все уровни финансово – хозяйственного контроля – и внутренние, и внешние, четко определить их полномочия, выработать единые принципы контроля и единую методику его осуществления. И делать все это надо как можно скорее, так как Беларусь активно переходит на международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, что предопределяет необходимость соответствующей перестройки системы финансово – хозяйственного контроля.
Еще по теме:
Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финан ...
Анализ соответствия структуры активов
и пассивов по срокам погашения
Метод сопоставления сроков платежа Данный метод предполагает сравнение активов и пассивов по срокам их погашения, возврата. Это дает возможность определить разрыв (англ. gap) или по другому «несоответствие» в сроках платежей между активами и пассивами для каждого промежутка времени (причем, наиболе ...
Оценка кредитоспособности заемщика
Оценка кредитоспособности заемщика является одним из методов снижения риска кредитования. Кредитоспособность заемщика представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредит ...