3. Широкое использование методов активного обучения (МАО) с доведением их до 60-75% от общего фонда учебного времени. К ним мы относим: деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, аукционы идей, круглые столы, социально-психологические тренинги, практические занятия в малых группах в форме диалога с преподавателем, программированное обучение с использованием ЭВМ и др. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал человека и в игровой ситуации моделировать решение управленческих проблем.
4. Привлечение высококвалифицированных ученых, педагогов и руководителей и ориентация обучения на личность преподавателя. Для этого в школе бизнеса должны работать лучшие преподаватели из вузов и НИИ, высококвалифицированные специалисты предприятии, известные государственные и хозяйственные руководители, деятели культуры и искусства и др. Концентрация в школах бизнеса лучших кадров преподавателей может несколько ослабить вузовскую форму подготовки специалистов. В условиях рыночной экономики перераспределение кадров преподавателей произойдет достаточно быстро.
5. Гибкая обратная связь со слушателями. Устанавливается на основе социологического опроса о желательной программе обучения до начала занятий и ежедневного анкетирования слушателей по результатам учебного дня с помощью балльной системы оценок. Ведение рейтинга преподавателей осуществляется гласно. Устанавливается определенная зависимость оплаты труда от результатов оценок слушателей.
6. Комплексная оценка потенциала слушателем. Реализуется путем балльной оценки профессиональных знаний и умений, творческой и деловой активности. социологии и психологии личности, здоровья и работоспособности и т.д. Оценка характеризует потенциал человека в конкретной программе обучения и группе слушателей и может служить основой для последующего продвижения по службе. Постоянное ведение рейтинга в условиях гласности способствует развитию духа конкуренции, состязательности и мобилизации творческой активности.
7. Индивидуально-групповой метод обучения. Принцип реализуется путем совмещения: все слушатели (до 50 чел.) групповой формы проведения методов активного обучения (до 25 чел.), лабораторных работ и тренингов с малыми группами (до 12 чел.) с индивидуальными консультациями, когда идет прямой диалог "преподаватель - слушатель". Индивидуально - групповой метод позволяет использовать потенциал и интересы отдельного человека и принцип коллективизма, когда работает группа слушателей.
8. Автоматизация учебного процесса с использованием современных технических средств, прежде всего, персональных компьютеров, учебною телевидения, кодоскопов, аудиовизуальных технических средств, видеокамер и видеомагнитофонов, средств программированного обучения и др. Применение технических средств позволяет, с одной стороны, сократить затраты труда преподавателей и повысить активность управления учебным процессом, с другой стороны, преодолеть психологическим барьер у слушателей к использованию технических средств в практической работе. В перспективе каждому слушателю должна быть предоставлена возможность обучения на автоматизированном рабочем месте по своей специальности.
Основой повышения квалификации является гибкая программа обучениями на базе учебных модулей. Учебный модуль представляет собой законченный элемент определённой дисциплины, с четкой структурой плана, целей и задач работы, исходных данных, методики проведения, перечня технических средств, списка литературы и способа контроля полученных знаний. В общем виде программа обучения состоит из четырех видов учебных модулей (в скобках приведен примерный объем в процентах от общего числа учебных часов):
· проблемные лекции (до 25);
· методы активного обучения (не менее 50):
· лабораторные и практические занятия (до 15):
· оздоровительный комплексно (10).
Необходимо разрабатывать несколько типовых программ подготовки из расчета 8-10 учебных часов в день.
Оценка эффективности обучения может проводиться в виде тестов, опросников, экзаменов и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять как обучающиеся, так и преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии. Смысл оценки эффективности обучения состоит в том, чтобы полученная информация была в дальнейшем проанализирована и использовалась при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые зарекомендовали себя как неэффективные.
Какой бы курс ни был выбран, он должен быть спланирован так, чтобы обучающиеся извлекли из него максимальную пользу. Здесь важны два фактора:
Предварительное обсуждение: в идеальном варианте сотрудники принимают участие в выборе курсов. Но кто бы ни выдвигал необходимые требования, менеджеры или подчиненные, последние должны ясно понимать, зачем они будут проходить обучение и что оно может им дать. Бывает полезно потратить несколько минут на то, чтобы побеседовать с человеком, который направляется на курсы. Ему следует знать о целях и рамках обучения, поскольку оно может лишь отчасти удовлетворять стремление сотрудника к всестороннему овладению профессиональными навыками. Необходимо ободрять человека, направляемого на курсы, чтобы он постоянно помнил о поставленных перед ним целях. Подобные размышления и беседы будут способствовать наиболее эффективному обучению.
Еще по теме:
Внебалансовые операции коммерческих банков
Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитных тем, что они имеют, во-первых, не персонифицированный характер, а приобретаются на рынке на конку ...
Оценка стоимости жилой недвижимости
Сбербанк России предлагает различные виды кредитов для своих клиентов. В частности, для физических лиц предлагаются кредит на жилье, автокредит, кредит на образование. В обеспечение таких кредитов может приниматься жилая недвижимость /3/. В качестве примера оценки стоимости имущества, принимаемого ...
Причины банковского кризиса
Во время финансового кризиса банковская система страдает первой. Можно сказать, что в результате мирового финансового кризиса 2007-2008 наступил банковский кризис в России. К его основным причинам можно отнести следующие: низкая капитализация большинства банков в России и низкий уровень доверия бан ...