Поведение обучающихся во время прохождения курсов: в наши дни сотрудники, в основном, положительно относятся к возможности профессионального тренинга. Но даже при таком отношении они должны приложить некоторые усилия, чтобы получить максимальную пользу от обучения. Прежде всего, это относится к краткосрочным курсам и к тем случаям, когда объясняются сложные производственные операции. Здесь от обучающихся требуется концентрация внимания.
Мы уже отмечали, что на результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле рассмотренной выше систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей.
То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.
Оценка обучения возвращает нас назад, к началу цикла обучения. С помощью такой информации мы имеем возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.
Полная оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение. Это наиболее сложный уровень оценки инвестиций и их окупаемости. Она должна проводиться не только на уровне одного работника, но также на уровне отдела и организации — специалистами кадровых и бухгалтерских служб. [6, 7,10]
В ходе ежегодной оценки руководитель по каждому навыку дает две оценки, одна из которых характеризует специалиста, а другая должность. Т.е. он оценивает:
- результативность работника по факторам;
- относительную важность данного навыка для конкретной должности.
В первую очередь обращают внимание на тренинг слабо развитых навыков у работника, имеющих высокую оценку важности. Практика показала, что в этом случае отдача от средств, вложенных в обучение, будет самой высокой[39].
Оценка уровня профессиональной подготовленности специалистов в общем случае является определенной формой контроля, направленного на оценку знаний, навыков и умений.
При оценивании знаний специалистов используют собеседование, опросы, экзамены, практические и контрольные задания. Любой вид контроля знаний должен организовываться исходя из принципов объективности, справедливости и гласности, периодичности и системности.
Входной контроль представляет собой предварительную аттестацию, проводимую с целью определения уровня подготовленности обучаемых. По результатам входного контроля определяется целесообразность обучения, выдаются рекомендации для организации индивидуального подхода при обучении. Входной контроль проводится одновременно с психофизиологическим обследованием обучаемых.
При входном контроле определяется уровень как общих (теоретических), так и знаний по специальности (практических). При проверке знаний по специальности обучаемому предлагается набор практических задач. По результатам их решения определяются те вопросы, на изучение которых следует обратить особое внимание. При проведении итогов результаты решения задач доводятся обучаемым, после чего производится их разбор. Цель разбора – «восстановление в памяти» необходимого объема знаний[40].
Для выявления индивидуальных особенностей и уровня профессиональной подготовленности с целью выбора обучения каждого слушателя проводится тестовый контроль. Применение тестов позволяет:
- рационально комплектовать учебные группы;
- оптимизировать и дифференцировать процесс обучения;
- определить формы обучения, соответствующие конкретной практической деятельности;
- проводить обучение с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
- оценить эффективность и качество обучения (см. рис. 3.2).
В ходе анализа теории и практики организационного обучения можно сделать краткое резюме. Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение.
Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и к завтрашним изменениям[41].
Еще по теме:
Управление активами и пассивами
Оценка и управление процентным риском Одной из ключевых задач финансового управления деятельностью банка является управление процентным риском, которое состоит из управления активами, пассивами и соотношением активы/пассивы. Управление активами зависит от уровня ликвидности банка, а также от степен ...
Анализ операций с валютой и управление валютными рисками в филиале ОАО банк
ВТБ
История банка ВТБ - это история появления одного из лидеров отечественной банковской индустрии. Сегодня ВТБ принадлежит ключевая роль в инвестиционном кредитовании экономики и развитии розничного рынка банковских услуг в России. Банк внешней торговли (Внешторгбанк) был создан в октябре 1990 года. Г ...
Составляющие и факторы, оказывающие влияние на формирование
кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика коммерческих банков Казахстана, располагая большим потенциалом, постепенно развиваясь, охватывает все новые экономические отношения, в частности отношения между банками и частными клиентами. При этом кредитная политика одного банка может быть для индивидуальных заемщиков более пр ...