Как уже отмечено, бюджетом и налогами занимаются исключительно государственные органы. Что же касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных же субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций,
к числу которых можно отнести:
· фондовые и валютные биржи;
· страховые и финансовые компании;
· инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;
· инкассаторские организации;
· клиринговые организации (палаты, центры);
· брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;
· небанковские депозитно-кредитные организации;
· кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;
· ломбарды.
Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях).
Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: 1) производственные предприятия; 2) хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются.
Предприятия в своей основе имеют отраслевую специализацию. Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиваться действиями на оптовом рынке, либо доходить и до розничной торговли своим продуктом собственными силами.
Все остальные хозяйствующие организации основную свою деятельность осуществляют в сфере обращения. Это не значит, что они ничего не производят. Просто главная их функция – создавать условия для доведения созданных в материальном производстве благ до конечного потребления, обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена
. Это предполагает выполнение ими множества разнообразных конкретных задач. В силу этого организации сферы обращения вынуждены функционально специализироваться.
Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям. Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороны общественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должны тем или иным образом «делить обязанности» между собой. К этому их принуждают следующие 4 причины:
1) чрезвычайно широкий перечень рыночных денежных операций;
2) ограниченные возможности (материальные, финансовые, кадровые, организационные, технические и др.) любой отдельно взятой организации;
3) законодательные ограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения, накладываемые на участников рынка силами конкуренции;
4) изначальное содержательное различие между банками и иными кредитными организациями.
Первые 3 причины достаточно ясны и едва ли нуждаются в дополнительных пояснениях. Рассмотрим четвертую. Есть по крайней мере 2 признака, существенно отличающих банки от всяких НКО, ставящие банки в особое положение.
Банки
– логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи?
Во-первых
, способность банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении; во-вторых
, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия и НКО; в-третьих
, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическими лицами.
Банки – основное звено
финансового рынка, т.е. это единственные организации, способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность
деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узкоспециализированными,
т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Сказанное выше не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом – он вправе делать это (в отличие от небанковских кредитных организаций), если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (при этом перечень операций не остается неизменным), другими – меньше (чтобы не уйти с данного рынка или только по требованиям клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера готовности самих банков к проведению тех или иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.
Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера.
Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности.
Еще по теме:
Страховой рынок Великобритании
Страховой рынок Великобритании наряду с рынками США и Германии входит в тройку ведущих страховых рынков мира. В 2006 г. совокупный объем собранных премий составил 156,6 млрд. ф. ст. Институциональная структура страхового рынка Великобритании представлена акционерными обществами, обществами взаимног ...
Применяемые методы распространения
Сбербанковских услуг и стимулирования сбыта
Основная идея маркетингового подхода к производству банковских продуктов состоит в том, что маркетинговые службы банка вначале изучают рынок предполагаемых к выпуску продуктов, процентные ставки, цены на них, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные продукты, а затем организ ...
Выводы
Можно сказать, что компания «Страховые традиции», хоть и довольно молодая, но уже смогла завоевать престиж и важное место на страховом рынке, войдя в ТОП-10 самых лучших страховых компаний Украины. Компания осуществляет страхование по 29 видам, имея на каждый вид продукта соответствующую лицензию. ...