Валютное регулирование и контроль являются составной частью методов государственного финансового контроля в сфере, где контактируют национальное и мировое хозяйство.
Украина, объявившая курс на реформирование экономики и интеграцию в мировое хозяйство, столкнулась с перечнем серьезных проблем. Составляющей кризисных явлений в экономике является отлив капитала, размеры которого оцениваются в интервале от 2-2,5 до 3-5 млрд. дол. в год.
Таким образом, определяющей для отечественной экономики является проблема отлива валютного средства. Именно эта проблема является сейчас наиболее актуальной. Отлив капитала — явление, присущее не только для Украины. Ведущие страны Запада неоднократно сталкивались с этой проблемой. Особенность отечественного варианта состоит не только в мотивах отлива, каналах вывоза ресурсов и макроэкономических последствиях, а, прежде всего, в специфике первичного накопления капитала (путем теневого перераспределения доходов и получения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов) и старании субъектов хозяйствования стабилизировать уровень доходов при спаде производства и неблагоприятных условиях для ведения бизнеса: трудного налогового бремени, криминализации экономики, низкого уровня гарантии безопасности бизнеса, недостроенности рыночной институциональной и правовой базы. Становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер вообще и внутреннего валютного рынка в частности заметно отстает от темпов их либерализации. Вследствие пробелов в законодательстве капитал из страны стали вывозить в легальных или легализованных формах.
Отлив значительной части валютного средства (по состоянию на 21.11.2000 г. около 1.5 млрд. долларов США) есть следствием невозвращения экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен экспортной и завышения цен импортной продукции.
В стране сформировалась организованная сеть экономических субъектов, которые ведут хозяйство, "специализируясь" на использовании "серых" схем перевода валютных средств за границы Украины и формально прикрываясь внешнеторговыми контрактами (фактически — фиктивными соглашениями).
Современный механизм государственного валютного регулирования и контроля в Украине сформирован по всем правилам мировой практики. Имеем валютную интервенцию, управление валютными резервами, девальвацию, ревальвацию, валютные ограничения, регулирование уровня конвертируемости валюты, регулирование платежного баланса, коррекцию учетных ставок Национального (центрального) банка, регулирование режима валютного курса. Тем не менее, эффективность использования некоторых из этих инструментов еще недостаточная. И вдобавок валютное законодательство Украины требует усовершенствования путем нормирования его соответственно требованиям времени. Существуют проблемы и в институциональном обеспечении системы валютного регулирования в Украине относительно распределения полномочий между отдельными государственными органами в этом секторе, повышения результативности их деятельности. Все это требует целенаправленных, эффективных действий государства.
В то же время решения проблем внутреннего валютного рынка страны и курса гривны есть составной общей программы макроэкономической стабилизации в стране. Невозможно достичь значительного возрастания объемов национального экспорта исключительно путем внедрения стимулирующих мероприятий во внешнеэкономической деятельности и валютном регулировании (например: устранение тарифных и нетарифных барьеров во внешней торговле, валютных ограничений, осуществление целенаправленной девальвационной курсовой политики и т.п.) на фоне общего падения объемов производства в стране, низкой конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, отсутствия у предприятий средств на развитие производства. Сомнительной является стабилизация курса национальной валюты, которая может осуществляться сугубо валютным регулированием.
Стабильное развитие национального производства, высокий уровень качества и конкурентоспособности национальных товаров на внутреннем и мировом рынках должны составлять основу процесса стабилизации курса гривны. Кроме того, стабильность курса гривны и внутреннего валютного рынка во многом зависит от процессов, которые происходят в сфере денежного обращения, кредитной системе и политике.
На протяжении 1991—2003 лет благодаря валютной политике поддерживалась стабильность курса национальной денежной единицы, хотя средства избирались разные:
- изменение режима валютного курса от плавающего к фиксированному и наоборот;
- снятие и установление валютных ограничений;
- регулирование уровня валютной конвертируемости.
Но при этом не всегда учитывалось, что стабильность курса национальной денежной единицы означает не только его неизменность, а и соответствие экономическим реалиям (прежде всего его покупательной способности). Если же усилия государства направляются лишь на корректирование соотношения между спросом и предложением иностранной валюты на внутреннем рынке, это дает одномоментный результат, который не изменяет общей тенденции. В особенности это касается внедрения таких форм валютного регулирования, как валютные интервенции и девальвации (ревальвации).
В связи с вышеизложенным в работе основное внимание уделено методам валютного регулирования, в том числе курсовой политике НБУ, проводимой с целью достижения стабильности национальной валюты.
Проблема по теме данной работы достаточно хорошо освещена в различной литературе. Наиболее ценной информацией по данной теме располагают периодические источники («Вестник НБУ», «Бизнес», «Банковское дело», «Финансы» и др.), а также ресурсы компьютерной сети Internet (сайты Верховной Рады Украины, Национального банка Украины).
Цель выпускной работы состоит в оценке деятельности Национального банка Украины в сфере валютного регулирования и контроля, выяснении основных аспектов и необходимости этой деятельности на данном этапе развития национальной экономики.
Задачи данной научной работы состоят в следующем: определить понятие и формы валютного регулирования и контроля, основные этапы развития и выяснить роль НБУ в осуществлении валютной политики государства; описать основные составляющие валютного регулирования и контроля на Украине; проанализировать актуальность и необходимость применения мер валютного регулирования и определить перспективы развития и основные пути совершенствования системы валютного регулирования и контроля на Украине.
В работе рассматриваются особенности валютного регулировании в Украине и показывается, что мероприятия валютного регулирования и контроля имеют большое значение в осуществлении валютной политики в нашем государстве именно на данном этапе развития.
Данная работа состоит из трех глав. Первая глава носит теоретический характер и имеет цель описание функций НБУ как Центрального банка государства и как проводника государственной валютной политики. В этой главе также рассмотрены понятие, задания и формы системы валютного регулирования и контроля. Определенное внимание уделяется этапам формирования украинской системы валютного регулирования и контроля, особенностям ее развития и опыту других стран в этой сфере.
Непосредственно элементам системы валютного регулирования и контроля, ее основным составляющим посвящена вторая глава. В ней рассмотрены: 1) цели, составляющие и последствия курсовой политики НБУ, определено понятие стабильности денежной единицы; 2) методы регулирования НБУ порядка проведения текущих валютных операций и операций движения капитала. В этом аспекте деятельности Национального банка определены валютные текущие и капитальные операции, которые подлежат лицензированию, порядок осуществления расчетов в иностранной валюте, ограничения по перемещению национальной и иностранной валюты через таможенную территорию Украины; 3) функции НБУ в сфере валютного контроля, в том числе, ответственность за нарушение валютного законодательства.
В третьей главе определены направления усовершенствования системы валютного регулирования и контроля на Украине. Выявлены тенденции и перспективы курсообразования в Украине и предложены некоторые мероприятия по улучшению данной системы.
Вывоз из страны капитала путем использования различных схем невозвращения экспортной выручки, непоступление товаров и услуг по импорту, манипулирование ценовыми условиями внешнеторговых контрактов причиняют большой вред отечественному производству вследствие изъятия инвестиционных ресурсов. Широкое использование наличной иностранной валюты, обусловленное недоверием к платежеспособности государства и, как следствие, к национальной денежной единице, некоторые ученые также считают формой отлива капитала без пересечения границ. В этой связи проблема эффективного функционирования системы валютного регулирования и контроля является одной из наиболее актуальных по достижению макроэкономической стабильности в стране.
Еще по теме:
Депозитный портфель коммерческого банка: его формирование и управление. Система
гарантирования вкладов РК
1.Специфика банковского учреждения состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется за счет заемных, а не собственных средств. Их главными видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой, и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений. Депозитн ...
Общая характеристика коммерческих банков
Коммерческие банки различаются: 1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования. Банки могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способ ...
Роль коммерческого банка в использовании пластиковых карт
Однозначно, что современный коммерческий банк и пластиковые карты – неразделимы. Банковские карты предоставляют своим держателям массу возможностей: оплачивать покупки и снимать наличные средства в банкоматах; бронировать номера в отелях и приобретать авиа и ж/д билеты; избегать декларирования дене ...