Принципиальным новшеством соглашения по капиталу Базель II является включение в дополнение к компоненте «минимальные требования по капиталу» компонентов «банковский надзор» и «рыночная дисциплина». По Базелю II банковский надзор должен быть нацелен не только на установление факта наличия у банка достаточного капитала для покрытия рисков, вызванных его деятельностью, но также на использование в банке совершенных механизмов мониторинга и управления рисками. Одновременно, усиление контроля надзорных органов за достаточностью капитала требует решения ряда вопросов. Например, надзорный орган должен доказать, что имеется достаточное количество обученного персонала.
Выдвинутые Базель II требования к транспарентности капитала предусматривают раскрытие информации, позволяющее всем участникам рынка получить доступ к отчетам коммерческих банков, содержащим сведения о величине капитала и его структуре, принимаемым рискам, общим принципам управления риском, и самостоятельно сделать вывод достаточности капитала конкретного банка.
Новая редакция Соглашения предлагает набор возможностей для определения требований к капиталу для покрытия кредитного и операционного рисков, позволяющих банкам и органам национального надзора выбирать подходы, наиболее соответствующие их операциям и национальной рыночной инфраструктуре финансового сектора. В то же время Базель II не лишен недостатков. Основная критика экспертов сосредоточена вокруг двух положений: чрезмерной сложности новых стандартов и возможности провоцирования недобросовестной конкуренции. Стремясь минимизировать отвлечение средств на возможные потери по ссудам, банки, скорее всего, будут стараться по возможности занижать оценки риска. В такой ситуации явное преимущество получают более крупные финансовые институты, работающие по системе усовершенствованного способа оценки рисков. Соответственно мелкие и средние банки оказываются в менее выигрышном положении.
Новые положения Базеля II, весьма вероятно, повысят издержки банков. Финансисты, стремясь получить одобрение надзорных органов на использование внутренних процедур оценки риска (стандартизированной или усовершенствованной), вынуждены будут осуществлять значительные инвестиции в разработку этих методик, создание соответствующей модели, сбор информации. Эти инвестиции могут оказаться полезными для дальнейшего развития национальной банковской системы. Так, чтобы применять усовершенствованную процедуру, приведенную в Базеле II, банку Credit Suisse First Boston, по его оценкам, потребуются инвестиции в 100 млн. долларов США, a Credit Agricole – в 100 млн. евро. [7] [48]. Согласно расчетам финансовых консалтинговых фирм в среднем инвестиции на эти цели составят для крупных банков около 1% активов. Далеко не каждый банк в России может позволить себе осуществить подобные инвестиции.
При недостаточном опыте функционирования финансовой системы в рыночном режиме банкам сложно самостоятельно определять уровни рисков. В соответствии с критериями нового Базельского соглашения о капитале кредитно-финансовые учреждения должны располагать данными за большой промежуток времени о движении практически каждого кредита, чтобы быть в состоянии рассчитать вероятность банкротства заемщика и связанных с ним потерь. Применение рейтинговых методик при оценке риска активов в условиях неразвитой рыночной культуры может привести не к повышению качества оценки, а к элементарной продаже рейтингов.
К 1993 году практически все развитые страны присоединились к Базельскому соглашению и приняли его требования. Россия не стала исключением из этого правила, однако процесс внедрения у нас международных стандартов расчета достаточности капитала банка имел свою специфику. Чем же отличается принятая у нас методика расчета величины капитала банка от других стран? В чем сходство применяемых у нас экономических показателей и нормативов с используемыми для этих же целей показателями за рубежом?
Еще по теме:
Задачи, методы и объективная необходимость осуществления валютного
регулирования
Вследствие высокого уровня открытости
отечественной экономики внешние шоки через каналы двусторонней торговли, потоки капитала и взаимозависимость кредитных портфелей оказывают ощутимое отрицательное влияние на финансовый рынок Украины [25; с. 38]. Кроме этого, актуальность валютному регулированию ...
Проблемы и общие направления развития ипотечного кредитования
Данную главу мне хотелось бы начать с ипотечного кризиса США, который произошел в конце 2007 – начала 2008 года, так как он, несомненно, оказал последствия для всего мира. Последние годы свидетельствовали о бурном росте ипотечного рынка США. По данным Федеральной Резервной системы США, внутренние а ...
Национальный банк Украины – проводник государственной валютной политики
Национальный банк Украины – важнейшее звено всей банковской системы Украины. НБУ организован в 1991 году на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений. Он представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный аппарат, расположенный в г. К ...