Рассматривая динамику ипотечного рынка, стоит отметить, что количество банков на территории страны, превысивших планку годовой выдачи ипотечных кредитов в 1 млрд. руб., в 2009 г. составляло всего 9 банков, в то время как в 2010 г. их стало уже около 40 банков. Это свидетельствует о возрастающей конкуренции, что, безусловно, положительно отражается на условиях кредитования.
Развитию ипотечного жилищного кредитования способствовал ряд факторов.
Во-первых, на фоне сравнительно благоприятной макроэкономической ситуации в стране наблюдалась относительная ценовая стабилизация на рынке жилья, появилась уверенность населения в позитивных социально-экономических перспективах, у потенциальных заемщиков постепенно исчезал психологический барьер принимать на себя длительные долговые обязательства [Гусева, 2012, с. 16].
Во-вторых, улучшились условия ипотечного жилищного кредитования, повысилась его доступность для населения. Банки снизили ставки, смягчили требования к первоначальному взносу и к платежеспособности заемщиков, возрос средний размер выдаваемого ипотечного кредита. Либерализация требований к заемщикам объясняется также снижением уровня просроченной задолженности.
В-третьих, нельзя не учитывать, что во второй половине 2011 г. под влиянием ожидания второй волны мирового финансово-экономического кризиса дополнительно повысился спрос на жилье. Опасаясь роста инфляции, ухудшения ценовой конъюнктуры на рынке жилья, девальвации рубля, ужесточения условий ипотечного жилищного кредитования, население начало приобретать квартиры, как для улучшения жилищных условий, так и для сохранения сбережений.
Однако либерализация условий ипотечного жилищного кредитования – это только возвращение к обычной практике после фактической остановки кредитования в период кризиса.
Развитие ипотеки является одним из приоритетных направлений государственной политики. Основная задача государства в становлении ипотеки предполагается в создании законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности ее для граждан. Ипотечное кредитование жилья, несмотря ни на что – один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилую сферу.
Жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным для граждан. Для развития долгосрочного ипотечного кредитования в стране уже создана некоторая нормативная база, что уже само по себе дает надежду на активное развитие ипотеки в нашей стране.
В целях повышения доступности ипотечных кредитов для населения страны необходимо:
– создать условия для снижения процентных ставок в системе ипотечного кредитования за счет управления рисками;
– развивать механизмы, позволяющие населению осуществить накопление первоначальных взносов, необходимых для получения ипотечных кредитов;
– развивать новые ипотечные продукты, в том числе предполагающие различные графики погашения основного долга и процентов, для охвата в качестве потенциальных категорий граждан, статус которых обусловливает прогноз стабильного роста их доходов в будущем [Казакова, 2011, с. 58].
Еще по теме:
Первые кредитные учреждения
Преобразование отдельно взятого кредитора в банк исторически происходит на той стадии развития цивилизованного общества, когда товарный обмен перестает быть случайным, а масштабы кредитной деятельности требуют ее обособления от коммерческой торговли. Для экономики средневекового города организация ...
Источники формирования банковских ресурсов. Управление
собственным капиталом банка
1. Банковские ресурсы образуются в результате проведения банками пассивных операций и отражаются в пассиве баланса банка. К банковским ресурсам относятся собственные средства банков, заемные и привлеченные средства, совокупность которых используется для осуществления банком активных операций, т.е. ...
Производство в банковской сфере, затраты и доходы
Для описания деятельности банков в литературе используется два основных подхода – производственный и посреднический [9]. В рамках первого подхода банки рассматриваются с точки зрения объема оказываемых клиентам услуг. Таким образом, под выпуском банка понимается количество и качество банковских опе ...